Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что будет с фрилансерами при четвертом сроке Путина?

РоссияВладимир путин+2
Владислав Чальцев
  ·   · 753
Первый
замруководителя департамента социологии...  · 1 июн 2018

К деятельности самозанятых граждан в последнее время приковано большое внимание со стороны самых разных государственных органов. К сожалению, основные инициативы направлены на усиление контроля деятельности самозанятых, а не на повышение эффективности их работы и создание комфортных условий для развития. Таким образом, предполагается, что государство должно выполнять по отношению к самозанятым в большей степени репрессивную, нежели поддерживающую функцию.

Самозанятые, фрилансеры или независимые профессионалы – это люди, которые не состоят в штате организации. Это отличает их как от наемных работников, так и от предпринимателей, организующих свой бизнес в рамках фирмы. Они оказывают услуги для различных организаций и частных лиц на условиях временного договора (по контракту), часто на удаленной основе. Помимо традиционных видов самозанятости, таких как няни, репетиторы, кондитеры, фотографы, журналисты, переводчики и т.п., развитие интернета привело к появлению среди самозанятых большого количества высоко квалифицированных специалистов из IT-сферы – программистов, веб-разработчиков, дизайнеров, копирайтеров и т.д.

Прежде всего, стоит сказать о количестве лиц, которые относят себя к самозанятым. В разных источниках я встречал совершенно невероятные цифры – от 15 до 25 млн. человек. Между тем, результаты социологических опросов позволяют усомниться в том, что самозанятые составляют треть всего экономически-активного населения страны. Данные как российских (RLMS HSE), так и международных (ISSP) исследований показывают, что доля самозанятых граждан в России составляет не более 5% от числа работающих граждан. Она является одной из самых низких как среди других европейских стран, так и в целом на всём постсоветстком пространстве. Это если речь идёт о людях, для которых самозанятость является основным источником дохода. Другое дело, что среди россиян распространена вторичная занятость, и многие люди могут заниматься подработками в свободное время. Однако данная деятельность составляет, как правило, лишь очень небольшую часть их личного дохода и дохода семьи и представляет собой, скорее, хобби, нежели серьёзную профессиональную деятельность.

Причиной столь низкого уровня самозанятости в России является в значительной степени преемственность советской хозяйственной и трудовой культуры. В СССР индивидуальная трудовая деятельности не только не поощрялась, но даже рассматривалась как нечто постыдное и недостойное. Отсюда у многих людей, особенно старшего поколения, но не только, сохраняется стереотип о том, что настоящая работа может быть только в организации, внутри трудового коллектива. Население настолько привыкло к патернализму, что осуждает тех, кто работает без «хозяина», осуществляя самостоятельный поиск заказчиков и рискуя остаться без заработка на длительный период времени. Поэтому мы в России имеем один из самых низких уровней склонности к предпринимательской деятельности. Люди не хотят открывать собственное дело на свой страх и риск, а хотят иметь «тёплое местечко». Поэтому столь высока в России ценность «надёжного места работы»: в общем списке трудовых ценностей этот пункт обычно идёт на втором месте (его отмечают около 70% опрошенных), сразу после «высокого уровня заработной платы» (более 90%), опережая «интересную работу», «профессиональный рост», «удобный график» и т.п.

Между тем, можно сказать, что самозанятые и фрилансеры представляют собой авангард трудовой рабочей силы. Эти люди ни от кого не зависят, работают на себя, эффективно управляют собственным трудовым графиком, осваивают принципы само-менеджмента. Многие из них впоследствии могут открыть свой бизнес и стать успешными предпринимателями. В то же время мониторинговое исследование фрилансеров, которое Высшая школа экономики проводит с 2008 года, показывает, что уровень неформальных практик на этом рынке стабильно высок: только 12% фрилансеров обычно заключают официальный трудовой договор с заказчиком, в то время как треть, например, вовсе ограничиваются устной договорённостью.

Самозанятые – это люди, привыкшие к свободе во всём. Боюсь, что попытки репрессивными методами заставить их где-то зарегистрироваться и представлять отчёт о своей деятельности ни к чему хорошему не приведут. Их надо заинтересовать, показать преимущества легализации, возможности, которые перед ними открываются. Кроме того, самозанятые резонно опасаются того, что «правила игры» могут в любой момент спонтанно и непредсказуемо измениться. Государство может сейчас установить любые льготные условия для их деятельности, а через год или два года они могут быть резко ужесточены и станут уже совершенно неподъёмными. Поэтому здесь очень важно прежде всего сформировать доверие у экономических агентов к государству. На это должны быть нацелены основные усилия.