Прежде чем аргументировать неприятие, надо дать определение того, что мы не принимаем.
Главная причина, по которой мы отвергаем примат папы в том, что примат папы у латинян(так называемых католиков) мыслится не как первенство среди равных (так у православных патриархов). Он считается первым без равных. То есть, по латинянскому учению папа может отдавать приказы всем епископам, и все они должны делать так, как он говорит. То есть, согласно лятинянскому учению папа является пастыреначальником(епископом епископов), и даже наместником Христа(Christy Vicaris).
В римско-католическом «Своде канонического права» («Corpus juris canonici»; начал составляться при папе Пие X в 1904 году, опубликован папой Бенедиктом XV в 1917 году) читаем следующее определение папской власти: «Римский первосвященник, преемник в примате блаженного Петра, не только имеет первенство чести, но высшую и полную власть юрисдикции над всей Церковью как в вопросах, касающихся веры и нравственности, так и в тех, которые касаются дисциплины и управления Церкви, разветвленной по всему миру» (Canon [правило] 218, § 1).
Как говорит католический архиепископ Павел Пецци, примат папы - это "всеобщая осуществляемая беспрепятственно власть над всей Церковью"!
Звучит это учение… жутко. Для нас, православных христиан, Единственный Глава Церкви и Первосвященник - это Иисус Христос:
"И приблизившись Иисус сказал им: Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Мф. 28:18)
"и все покорил под ноги Его(Иисуса Христа), и поставил Его выше всего, главою Церкви" (Еф. 1:22)
"потому что муж есть Глава жены, как и Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Еф. 5:23)
"И Он(Иисус Христос) есть Глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство" (Кол. 1:18)
"Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа" (Евр. 3:1)
"куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись первосвященником навек по чину Мелхиседека" (Евр. 6:20)
Идея монархического церковного строя, кроме непосредственной монархии Христа Иисуса - для нас категорически неприемлема:
"И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк. 10:41-45)
Православные Христиане признают исключительно Соборный строй Церкви. Ведь, когда Писание говорит о Церкви, то подчёркивает понятие МЫ, то есть органического единства Тела.
Ещё нужно отметить совсем явное отступление от Христа в учении о папской безошибочности. Так оно выражено в официальных документах католиков:
«мы учим и определяем:
Следует признать догматом Божественного откровения, что: когда Римский Первосвященник говорит ex cathedra, т. е., исполняя служение пастыря и учителя всех христиан, своею верховною апостольскою властью определяет учение в области веры и нравов, обязательное для всей Церкви: тогда, в силу Божьей помощи, обещанной ему в лице блаженного Петра, он обладает той безошибочностью, которой Божественный Искупитель хотел, чтобы Его Церковь была одарена в определениях, касающихся учения о вере и нравственности. Поэтому такие, исходящие от римского епископа, определения непреложны сами по себе, а не в силу согласия Церкви. Если же кто-либо дерзнет сему определению Нашему противоречить, от чего да сохранит Господь, то да будет анафема».
Фактически, это учение является эквивалентом следующих слов:
"Я от Бога; знающий Бога слушает меня; кто не от Бога, тот не слушает меня. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения"
В Писании же сказано ровно наоборот:
"МЫ от Бога; знающий Бога слушает НАС; кто не от Бога, тот не слушает НАС. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения" (
1Ин. 4:6)
Это учение Писания - и есть утверждение Соборного Строя Церкви, вопреки монархическим идеям латинян.