Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чем отличаются бакалавриат и магистратура?

МагистратураБакалавриат+1
Анонимный вопрос
  ·   · 222,2 K
Мой профиль не требует описания, из моих ответов...  · 30 авг 2021
Давайте немного разделим понятия: и "бакалавр" и "магистр" в виде титулов, или академических степеней существуют и в России (теперь), и в странах Болонского процесса, и в странах, которые положили Болонскую систему в основу своей системы образования. Заметьте, я не пишу "высшего образования", потому что образование в Болонской системе - это длительный и растянутый процесс по принципу long-life-learning или LLL (обучение длиною в жизнь).
Итак, почему я хочу разделить эти понятия?
Да потому что в России бакалавр и магистр - это две ступени ВЫСШЕГО образования. В то время как в Болонской системе - магистр - это уже postgraduate, то есть образование, получаемое после высшего образования.
Я, как обладатель российского диплома специалиста и британского диплома магистра, хочу сравнить наши системы.
Фактически, наши системы образования до реформы были идентичны, отличались лишь названия ступеней. Сравните сами:
  • специалист - аспирантура - кандидат наук - докторантура - доктор наук
  • бакалавр - магистратура - магистр - докторантура - доктор
Понятно, что вместо специалиста, как и бакалавра могли быть небольшие изменения типа инженера или офицера, в иностранной практике тоже могут быть различия, особенно в докторских степенях (PhD, MD, LLD, JUD, DD) но суть ступеней от этого не менялась.
В целом процесс был один - сначала получение фундаментальных знаний (4-6 лет), после которых ты считался профессионалом своего дела и мог работать по полученной специальности, потом аспирантура (магистратура) (1-3 года), после которой ты считался уже не просто профессионалом, а человеком, который готов внести весомый вклад в развитие этого направления, потом исследования и докторантура (тут как повезет, но можно взять за основу 4-6 лет) и тебе присваивается докторская степень. Затем научная работа (postdoc), но, по степеням, доктор - уже потолок. Можно хватать только ученые звания.
Теперь в России тоже есть магистры, но заняли они какую-то невнятную вторую ступень высшего образования. Фактически, это можно сравнить с тем, что раньше после третьего курса ты считался специалистом с неполным высшим образованием. То есть ты уже мог работать по специальности, но еще не соответствовал всем квалификационным требованиям. Но в законе четко указано, что бакалавр - это полная первая ступень и высшее образование считается оконченным. А магистр - это для тех, кто хочет быть ближе к науке. Но что значит это "ближе к науке" непонятно. То есть задумка-то была верная. Как и в Болонской системе сделать магистра аналогом кандидата наук. Но нет. Это вторая ступень высшего образования. То есть магистр по статусу равен специалисту. А бакалавр чуть ниже. Потому что и магистр, и специалист могут поступить в аспирантуру, а бакалавр не может. Какие знания дают магистрам? если следовать логике, то бакалаврам должны давать фундамент по специальности и на этом ограничиваться, а магистров углублять в методологию, философию, диалектику и анализ...
Плохо ли то, что была проведена такая странная реформа? Не думаю. Теперь многие студенты получат второй шанс. Есть ли у вас знакомые, которые отучились на менеджера, не нашли себя и пошли получать второе высшее на, допустим, юриста? Думаю, что многие могут вспомнить похожую ситуацию. Но теперь каждый сможет получить базовое образование, а потом закончить магистратуру по другой специальности. А если в жизни появятся новые возможности, то и через несколько лет не нужно будет переучиваться по полному курсу, а поступить на магистратуру и получить новую специальность.
Еще отмечу, что подход к науке в России и странах Болонского процесса отличаются. Так, у нас кандидат и доктор наук - это научные степени, а за границей магистр и доктор - научно-практические. О чем это говорит? Да о том, что в России все, что выше бакалавра или специалиста ставит во главу угла академические правила и те самые методологию, философию, диалектику и анализ, которые я уже упоминал. То есть большая часть внимания уделяется не знаниям и их применению, а тому, как эти знания были добыты, чьи труды ты изучал, о чем в это время думал, как сравнивал и оценивал разные критерии и чему на основе твоих выводах смогут научиться другие. Многие диссертации пишутся просто для того, чтобы седые дяди впечатлились тому, как круто ты умеешь думать и присвоили тебе степень. А при защите магистерских и докторских диссертаций требуется найти именно практическое применение твоим выводам. Но и тут все зависит от того, соискателем на какую степень ты претендуешь. Исследовательские (research) степени требуют такого же подхода.
Основной вывод можно сделать такой: в Болонской системе ученые часто находят применение в реальных секторах, в то время как в России ученые реализуются только в науке. Хорошо это или плохо? Да параллельно! Механизмы взаимодействия двух миров налажены и там, и там. Реформа образования, на мой взгляд, проведена топорно и наши деятели даже не смогли толково скопировать то, что есть за рубежом и неплохо работает, но зато дает новые возможности...
Что лучше: бакалавр или магистр? Конечно магистр. Статус у него выше, да и знания лишними не будут. Но тут все зависит от жизненных целей. Если нет желания пробивать дорогу к научным вершинам, то зачем тратить два года, за которые можно получить реальный опыт? А магистратуру можно будет закончить позже, когда появится желание идти в науку и делиться знаниями с другими.
Ну и на рынке труда ценят не диплом, а опыт. Можно выпуститься в 22 года бакалавром и получить стартовую позицию на любом предприятии. А теперь вопрос: у кого будет преимущество через два года, когда на рынок выйдут ваши однокурсники?
Ответ не сложен, магистры начнут свой карьерный путь с тех же самых стартовых позиций, но уже не в 22, а в 24 года. Много это или мало? Тут ответа нет. Но я в 24 года уже был начальником отдела. Но и работать я начал с начала пятого курса, и школа была у нас 10, а не 12 лет. Так что начал я свой путь в 20 лет, не считая перерыва на армию.
Так что лучше или хуже - понятия относительные и субъективные. Выстраивайте свой путь, используя образование не как цель, а как инструмент достижения цели.
Лингвист, преподаватель ин. яз., специалист ИТ, из...  · 2 мар 2020
Они отличаются сроками обучения, уровнем образования и квалификацией. Бакалавриат даёт базовое высшее образование, а магистратура - полное высшее образование. С квалификацией бакалавра нельзя преподавать в ВУЗах, поступить в... Читать далее

Люди, если вы ставите минусы, то пишите в комментариях об ошибках или неточностях в ответе, чтобы всем понятно было!

Бакалавриат – это первая ступень образования (4 года обучения) с возможностью практической деятельности по специальности. Магистратура – это вторая ступень образования (дополнительно 2 года обучения), позволяющая углубить... Читать далее

А при расчете среднего балла, учитываются оба диплома или только самый последний?