«Образование за рубежом» — фраза не совсем корректная. В разных странах разные традиции. В Америке, например, каждый штат США живет по своим правилам и законам. У учебных заведений там очень большая автономия, а некоторые используют наши старые, хорошие советские учебники по физике, по математике. Но сказать, что американцы полностью используют нашу систему, конечно, нельзя. Прежде всего, у них совершенно разные учебники. У них родители доплачивают за обучение, а у нас этого нет. Программы у нас совершенно разные.
Наше участие в международных исследованиях показывает, что наша начальная школа — одна из лучших в мире, наши знания по математике и естественным наукам тоже неплохо выглядят в международном контексте. У нас западает средняя школа по тому, как она обучает детей использовать школьные знания на дальнейших ступенях обучения и за пределами школы — да, эта проблема есть и над ней сейчас работают.
Сравнивая устные экзамены и тестовую форму — кто вообще сказал, что устные экзамены лучше тех, которые есть сейчас? Сейчас у нас есть как закрытые вопросы, так и открытые, свободные вопросы в экзаменационных формах. В университетах были математика — письменная, сочинения — письменные, физика — письменная. При устном ответе сейчас я могу поставить любую наперед заданную оценку: понравились вы — вас на пять натянут, не понравились — тройку с минусом. Заходит, например, абитуриент, а у него на голове хаер или пирсинг, а я терпеть не могу пирсинга. Когда присутствует тестовая система — вас не видно. Субъективизм при устных ответах был одной из проблем в России, и не случайно многие ВУЗы до введения ЕГЭ переходили только на письменные государственные экзамены.
В России экзамены в ВУЗе были, есть и остаются и письменными, и устными. Тесты на входных экзаменах сейчас очень редко используются.