IP-телефония – это более широкое понятие, чем SIP-телефония. Она представляет собой связь по IP-протоколу, то есть межсетевому протоколу, по которому сетевые устройства, имеющие уникальные IP-адреса, объединяются в общую сеть.
Внутри IP-телефонии используются различные протоколы. Они предназначены для регистрации клиентских устройств, вызовов и переадресации, установления голосового соединения и так далее.
Например, сегодня используются такие протоколы:
- SIP.
- WebRTC.
- SCCP.
- H.323 и т.д.
SIP – это отдельный протокол передачи данных (например, голосовых сообщений). Он работает следующим образом (в рамках IP-телефонии):
- Голосовое сообщение от одного пользователя записывается и сжимается специальными кодеками, т.е. аналоговый сигнал превращается в цифровой;
- Устройство первого пользователя направляет сигнал на устройство второго пользователя, в результате чего устанавливается связь – сначала по IP-адресам, а затем по SIP-протоколу;
- Устройство второго пользователя преобразует цифровой сигнал в аналоговый, что позволяет ему прослушать голосовое сообщение от первого пользователя.
Весь процесс занимает доли секунды, поэтому незаметен для обоих абонентов – они общаются между собой в реальном времени.
Для звонков по SIP-телефонии необходимо использовать устройства, поддерживающие выбранный протокол. Например:
- Софтфоны (SIP-клиенты) для компьютеров и смартфонов.
- IP-телефоны с поддержкой SIP.
- Аналоговые телефоны, подключаемые через VoIP-шлюз.
Таким образом, на бытовом уровне можно отождествлять SIP-телефонию и IP-телефонию, поскольку оба варианта предполагают собой осуществление звонков через интернет. Если же сравнивать их более точно, то одна является частью другой.