В современном религиоведении как то особо не сложилось еще устойчивое понятие: "Что есть язычество?" и что таковым считать (Странно, правда? Скажу больше, о термине "религия" религиоведение тоже имеет больше одного мнения).
Но все же христианство по всем имеющимся прикидкам в язычество никак не впихнуть. Давайте посмотрим из каких критериев я этот вывод делаю:
Креационизм и манифестационизм. Есть две такие концепции. Одна из них более языческая, другая более христианская. Христианство это креационизм. В котором есть Творец (Демиург, Бог), и творимое им. Творец создал мир, и все этот мир населяющее. И как бы этот мир не старался (вместе с населением) он никогда не сможет достичь творца или как то приблизится к нему. Они удалены навсегда, как горшок и мастер. Горшок никогда не станет гончаром, какие духовные усилия он к этому не прикладывай. И частью гончара он не станет. Такой вот креационизм.
Более языческий манифестационизм - концепция проявления. Боги создали мир из себя. Или из других богов. Ну вы знаете - мир был создан из великана Имира (у скандинавов), а солнце это Гелиос с колесницей (греки), а половина европейских рек - это кельтские богини. И в таком духе. В языческих мифологиях разных народов вы сможете найти много манифестационизма, вплоть до того, что люди - это потомки богов (а не созданные по образу и подобию, но все же из глины, отдельные существа, удаленные как весь мир от создателя).
Кстати именно по этому христиане называют язычников идолопоклонниками. То есть теми, кто поклоняется сотворённому, а не творцу, с их точки зрения.
Этничность и глобализм. Наверное вы знаете, что слово язычество, как и его аналоги, придумали христиане? У древних язычников не возникало необходимости как то обозначать свою религию, когда все остальные вокруг итак язычники. Но, в какой-то момент такая необходимость появилась. "В какой?" спросите вы? Когда появилось не-язычество, естественно. Уже много раз было написано, что язычество в русском языке произошло от слова "язык", что в древности означало "народ". То же самое касается греческого (этник) и еврейского (гоим) аналога этого слова в Библии (ведь это библейская терминология). То есть язычество - вера какого-то народа. Чем же от язычества отличается христианство? Своей надэтничностью. "Нет ни эллина, ни иудея" - помните? Именно по этому христианство роповедуется всему миру, всем народам, а язычники как-то в этом необходимости никогда не имели. Христианство (или тот же ислам) мировые религии, слабо связанные с каким-то конкретным этносом. Мировые = глобальные, надэтничные. Вроде бы Индуизм исповедуется уже по всему миру, и количество последователей у него огромно - но он остаётся язычеством, так как прочно связан с самими индусами.
"Но как же, православие ведь прочно связано с русскими!" - скажете вы. Но это лишь раскручиваемый стереотип, ведь недавно мы узнали, что православие бывает не только русским, но еще и константинопольским. Да и еще много каким. Православие все так же остается мировой религией, не привязанной ни к одному этносу. Надэтничной. В отличии от этнических язычеств (тавтология).
Политеизм и монотеизм. Вообще это забавная тема для обсуждения. Ведь не всякое язычество политеизм, да и православие такой себе монотеизм... Ну вы знаете, культ святых (у которых поклонения в последнее время едва ли не больше, чем у Бога), ангелы, да и триединый Бог... Но даже учитывая все это, в христианстве остается всего один Бог. Тот, который Творец. Который всемогущ. И остальные на подтанцовке, которые хоть и имеют свои культы, но богами никогда не признаются и с единым богом даже и не сравниваются. То есть при всем многообразии православного пантеона, бог там все так же отделен от всего остального мира (включая ангелов и святых) бесконечной пропастью. Мы об этом упоминали, когда я говорил о креационизме.
У язычников мало того, что богов много, и они населяют пантеоны. Так и пантеонов тоже может признаваться много. В Риме, к моменту его заката, богов насчитывали более тридцати тысяч, у кельтов мы можем говорить более чем о трёх тысячах божеств (если брать сразу всех кельтов, конечно одновременно в них никто не верил). Разные пантеоны имели свои иерархии, но какого-то сильно выделяющегося божества в таких системах не наблюдалось. Здесь религии Шумер и Египта, с более-менее чем-то похожим на монотеизм, являются скорее исключениями. Ну и ещё в обсуждениях языческого монотеизма любят вспоминать про тенгрианство.
Говоря про самих людей, а не про концепции - мы вынуждены будем признать, что люди везде люди, и они везде плюс минус одинаковы. Можно было бы сказать, что язычникам более присущи суеверия, но на самом деле христиане всего мира тоже очень сильно суеверны. Можно было бы сказать, что язычники более жестоки, ведь жертвоприношения и так далее. Но на самом деле в языческих обществах древности жертвоприношения уходили сами собой, это не заслуга христианства. А христиане не чурались убивать себе подобных по разным поводам, в том числе и религиозным. Можно было бы сказать, что язычники более религиозно толерантны, ведь мысль о существовании многих разных богов им не чужда, но это тоже не всегда так. Наверное отличие конкретно людей можно охарактеризовать отношением к миру:
Страдать или наслаждаться. Дело в том, что для христиан окружающий мир, в основном, несёт разные страдания или угрозы. Неотмываемый первородный грех, множество прижизненных грехов, страшный суд, адские муки. Мир вокруг воспринимается как кратковременный пункт, перед отправкой в вечную жизнь куда-то там. И этот временный пункт достаточно нехорош, ведь тут всё греховно и все должны хорошенько так пострадать, чтобы с более высокой вероятностью на том свете пожить хорошо. Монахи, страстотерпцы, истязатели плоти и прочие интересные люди, испытывающие разные ограничения во имя Христа. У них в принципе чем больше ограничений и страданий ты способен понести - тем ты круче. А всё хорошее есть в боге, ведь бог есть любовь. Но бог удалён от мира, и полноценно соединится с ним можно будет только после смерти, а не тут прямо сейчас.
С точки зрения язычников всё самое интересное начинается не где-то там, после смерти, а уже идёт. И страдать в мире особо не нужно, им нужно наслаждаться. Вся религиозная мысль язычников сводилось к тому, чтобы сделать хорошо здесь и сейчас. Кроме, разве что, похорон, все остальные ритуалы нацелены на изменение мира, чтобы более комфортно в нём пребывать. В языческих мифах, не смотря на красочные описания загробного мира, как более красивого, нигде не пишется о том, что нынешний мир какой-то греховный или плохой, и о том, что из этого нынешнего мира хорошо бы поскорее свалить куда-нибудь в рай.
Пожалуй вот это действительно отличает язычников от христиан.
Автор супер религиовед
Христиане верят что есть бог, язычники ведают что есть законы природы, вселенной. Знания язычников основано на много тысячелетнем ведении допотопной цивилизации. Вера христиан на сказках придуманных евреями для порабощения гоев.
Проще спросить, чем христиане отличаются от остальных религий и верований.
Смысл христианства изложен в молитве "Символ веры", где написано во что должен верить настоящий христианин.
У других религий свои маркеры, во что они должны верить.
Смысла в христианстве нет! только вера.