Вот есть такой художник -- Сай Твомбли: как раз мастер по калякам (cytwombly.info). Философ Ролан Барт как-то заметил: первое, что приходит в голову, когда смотришь на его картины -- детские каракули... но, погодите, детские каракули никогда не бывают такими аккуратными -- чтобы и цвет, и композиция, и лёгкость линий (вы видели, как рисуют дети? по пять раз процарапывают какую-нибудь одну закорючку, особенно если это буква), без помарок, сразу начисто. Так что это не совсем каляки. Скорее, изображение каляк. Или реконструкция. Или воспроизведение жеста -- как вообще люди пишут или рисуют. Или выход за пределы эстетики (кто сказал, что каляка не может быть красивой?). Или попытка разгрузить искусство, очистить от чрезмерной сложности и серьёзности. Или желание научить глаза видеть красоту без вот этого постоянного "А что это значит? А как это называется? А что тут нарисовано? А что хотел сказать автор?"
У всех художников, конечно, разные истории, но короткий ответ на ваш вопрос такой: ребёнок рисует каляки потому, что по-другому не умеет, а художник рисует каляки потому, что по-другому не хочет. И да, как правило, художник действительно что-то имеет в виду. (И наши размышления, идеи, открытия в процессе обсуждения/критики произведения искусства как раз определяют ценность шедевра, -- замечает в скобках Барт.)
Но, конечно, никакой гарантии нет: бывают просто плохие художники. Тут только зоркий глаз поможет.
А что касается пиара, то куда ж без него! Статьями Барта сыт не будешь, а кушать хочется и художникам, и галеристам, и арт-дилерам, и сотрудникам аукционных домов. И абстрактное искусство в этом смысле не уникально.
композиция это называется