Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чем абстрактные произведения искусства отличаются от «каляк-маляк» или это просто грамотный пиар и красивая история о том, «что хотел сказать автор»?

Образование+3
Надежда Герасимова
  ·   · 15,1 K
читаю, рисую, пишу  · 24 июл 2015

Вот есть такой художник -- Сай Твомбли: как раз мастер по калякам (cytwombly.info). Философ Ролан Барт как-то заметил: первое, что приходит в голову, когда смотришь на его картины -- детские каракули... но, погодите, детские каракули никогда не бывают такими аккуратными -- чтобы и цвет, и композиция, и лёгкость линий (вы видели, как рисуют дети? по пять раз процарапывают какую-нибудь одну закорючку, особенно если это буква), без помарок, сразу начисто. Так что это не совсем каляки. Скорее, изображение каляк. Или реконструкция. Или воспроизведение жеста -- как вообще люди пишут или рисуют. Или выход за пределы эстетики (кто сказал, что каляка не может быть красивой?). Или попытка разгрузить искусство, очистить от чрезмерной сложности и серьёзности. Или желание научить глаза видеть красоту без вот этого постоянного "А что это значит? А как это называется? А что тут нарисовано? А что хотел сказать автор?"

У всех художников, конечно, разные истории, но короткий ответ на ваш вопрос такой: ребёнок рисует каляки потому, что по-другому не умеет, а художник рисует каляки потому, что по-другому не хочет. И да, как правило, художник действительно что-то имеет в виду. (И наши размышления, идеи, открытия в процессе обсуждения/критики произведения искусства как раз определяют ценность шедевра, -- замечает в скобках Барт.)

Но, конечно, никакой гарантии нет: бывают просто плохие художники. Тут только зоркий глаз поможет.

А что касается пиара, то куда ж без него! Статьями Барта сыт не будешь, а кушать хочется и художникам, и галеристам, и арт-дилерам, и сотрудникам аукционных домов. И абстрактное искусство в этом смысле не уникально.

1 эксперт согласен
Все восприятие искусства строго субъективно, если меряем категориями понравилось-не понравилось, красота, как... Читать дальше
историк дизайна, преподаватель Школы дизайна НИУ...  · 23 мая 2016
Есть два способа рассуждать об искусстве. Первый делит искусство на форму и содержание и рассматривает произведение искусства как риторическую конструкцию, которая должна донести до читателя авторскую мысль. Такой вгляд на... Читать далее
Историк, кандидат культурологии, специалист в...  · 9 окт 2020
Так называемое беспредметное искусство создаётся и работает совершенно по другому принципу, нежели всё остальное. Художник берёт образы, эмоции из подсознания и воздействует на подсознание. Детские психологические травмы... Читать далее
Глобально — наличием гармонии. Чтобы научится создавать абстрактное искусство, или любые явления в принципе в профессиональной деятельности, необходимо научится делать правильно. Т.е. архитектор может сразу пытаться сделать... Читать далее
Researcher, Institute of Physics, University of...  · 8 авг 2015
Каждый художник в принципе старается что-то сделать, то, что ему кажется красивым или важным или интересным. И выбирает для этого наиболее подходящие из доступных ему средств. Отличие "классической" живописи от "абстрактной"... Читать далее
Художественный куратор, востоковед  · 11 авг 2015
Каляку-маляку от произведения искусства отличить не очень сложно. Настоящее абстрактное произведение искусства имеет некий энергетический центр - скелет, структуру, которая и "держит" всю работу, чтобы она не "развалилась" на... Читать далее

композиция это называется

Первый
Отвечает
Артем Афонин
У изобразительного искусства, как и музыки есть теория. С правилами и расчетами. Благодаря этому изобразительному искусству можно научиться. На протяжении веков, мастера оттачивали технику и средства художественной выразительнос... Читать далее
1 эксперт не согласен