Неосознанно, вероятно, очень часто. Действия по описанному в вопросе принципу исходят от чувства справедливости человека , собственно, его потребности в справедливости. В целом сознательный и рациональный человек, наверное, не станет лишать кого-то благ, если не получит таких же благ. Однако чаще чувство справедливости навязывает совершенно обратное.
Так был проведеден эксперимент, суть которого заключалась в том, чтобы два (или более) испытуемых разделили между собой определенную сумму денег. Один испытуемый "владелец", он распоряжается, допустим, 10 $, то есть он предлагает другому часть этих денег на свое усмотрение. Другой испытуемый не имеет ничего, но у него есть выбор - согласиться на предлогаемую "владельцем" сумму или отказаться от нее. В случае, когда второй испытуемый отказывается от предлогаемой суммы денег, денег лишаются оба испытуемых. Вполне разумной стратегией будет согласие второго испыткемого на любую предложенную сумму денег. Однако на практике такого не происходит и чаще второй испытуемый отказывается от суммы, равной меньшей части.
Чтобы закрепить полученные данные и гипотезу о том, что движущие силы отказа от меньшей суммы вызваны чувством справедливости, была произведена модификация эксперимента, в которой перед проведением транзакции между испытуемыми, им предлагалось пройти какой-нибудь тест, по результатам которого определялся "победитель", который получал право распределять деньги. В данном случае второй испытуемый соглашался с любой предложенной суммой.
Таким образом, можно утверждать, что для большинства людей характерна потребность в справедливости, оценки своей деятельности и вознаграждения, получаемого за нее. Существует еще один достаточно интересный эксперимент, проведенный на обезьянах капуцинах, с которым предлагаю ознакомиться самостоятельно https://youtu.be/InNLWFK7-qE .