Стоимость рубля зависит от нефти и от потоков капитала на развивающихся рынках. То, что мы видели некоторое ослабление рубля весной, – это был отток капиталов со всех развивающихся рынков. Рубль падал вместе со всеми, и понятно, что введенные санкции тоже несколько подогрели этот процесс. Ожидания на третий квартал в отношении развивающихся рынков более позитивные. В последнее время многие полагают, что потоки капиталов развернутся, и многие инвесторы начнут возвращаться на развивающиеся рынки, хотя, очевидно, фактор неопределенности тут остается. Что касается цен на нефть – понятно, это второй ключевой фактор, здесь во втором полугодии на рынке нефти будет сохраняться дефицит несмотря на то, опять увеличивается добыча. Здесь нет каких-то драматичных ожиданий по поводу того, что нефть упадет, а рубль вслед за этим рухнет. Скорее, тут ожидания стабильны, и этот фактор для рубля менее значим, чем движение капитала на рынках.
В ближайшей перспективе ничего страшного с рублем происходить принципиально не будет. В пределах 10 процентов он может спокойно ходить. С этих уровней я бы скорее даже ставил на укрепление рубля, чем на его дальнейшее ослабление.
Для фундаментальной стоимости валюты главное – это инфляция и производительность труда в экономике. Поэтому пока у нас инфляция остается относительно низкой, фундаментальная стоимость нашей валюты сохраняется, а колебаться туда-сюда она может – это природа рынков, тут не угадаешь. Фундаментальная стоимость рубля базируется на стабильной макроэкономической политике, на том, что ценности в экономике остаются под контролем.
После саммита в Хельсинки вновь всплыла тема санкций. Трамп столкнулся с очень серьезной критикой, и Конгресс уже объявил, что готовит новый пакет. Сейчас они, правда, на каникулы ушли, пять недель будут отдыхать, но когда вернутся – посмотрим. Не исключено, что этот вопрос может стать серьезной темой осенних месяцев.