Мне вспоминаются последние кадры фильма "Иди и смотри". Мальчик, главный герой, вместе с которым мы идём и смотрим через этот ад, стоит над плакатом с Гитлером, выстреливает в него.
Перед нами проносится документальная кинохроника войны и становления фашистского режима в обратном порядке. Гитлер приветствует толпу - мальчик стреляет. Показываются фашистские солдаты - мальчик стреляет. Толпа возносит Гитлера - мальчик стреляет. Гитлер, возвращающийся с Первой мировой - мальчик стреляет. Гитлер, маленький пухлый малыш у матери на руках.
Мальчик отводит ружьё, и только смотрит, смотрит, и его страшное лицо исходит плачем.
Вот почему я не убила бы. Это ребёнок, и он - табула раса. Делает его чудовищем ли общество, или он сам обижается на всё и вся, не умеет ли он читать книги или просто не умеет любить людей - всё это будет копиться витками принятых им решений, не предопределённых самим фактом его рождения. Казнить младенца за то, что он сделает или предотвратить то, что он мог бы сделать - и нельзя (убивать людей плохо), и бесполезно (роль личности в истории чуть преувеличена, чтобы убивать лишь Адольфа). Есть и всё остальное "потерянное поколение"(из которых вышел и антифашист Ремарк), есть и более молодое, с рвением подхватившее идеи великой нации - идеи имеют обыкновение витать в воздухе и быть подхваченными или подлецом (как в политике), или гением (в науке), поэтому ответственность следовало бы разделить на всех.
Но лишь после того, как будет совершено то, что совершено. Трагедия фильма и произошедшего в целом - разрыв между невосполнимостью утраты, произошедшей по вине преступника, и должным наказанием преступника, которое никогда не вернёт убитого, замученного и сожжённого.
Блестящий ответ и отличная отсылка к фильму Элема Климова!
Лишь чуть-чуть подправлю: не ружьё, а винтовка.
Полностью с вами согласен
Отличный ответ на это дан в романе Стивена Фрая "Как творить историю". Там Гитлер так и не появился на свет, но результат оказался в разы хуже. Ведь дело не только в одном Гитлере, как в человеке...
Тоже сразу про нее вспомнила =)
Нет. Ребенка я бы попыталась просто полюбить. Ведь мы знаем, что Гитлеру не хватало именно этого: любви, внимания. Он хотел научиться рисовать. Вот этим бы занялась - воспитанием ху4дожника. Но у истории бы не бывает, увы...
что за нездоровый гуманизм к негуманным людям и перенос вины за действия отдельных лиц на окружение этих лиц?
Отличный ответ который обнажает саму бесчеловечность вопроса автора. Браво!
Кто были патологическими антисемитами?