Кроме государственных (федеральных или региональных/муниципальных) вузов существует большое разнообразие негосударственных вузов, но, как отмечал в своём интервью известный экономист и ректор негосударственной некоммерческой Российской Экономической школы Рубен Ениколопов: "Нужно четко понимать, что частные университеты бывают двух типов. Первый тип — for profit (i) университеты, цель которых — зарабатывать деньги. И есть non-profit университеты. Их в России не так много. Я могу говорить в первую очередь с их стороны. Миссия этих университетов похожа на миссию больших государственных университетов — образование и наука". Его интервью:
https://doxajournal.ru/uni/nes_interviewК некоммерческим частным вузам относятся в том числе и лидирующие в мировых рейтингах американские Массачусетский технологический институт, Гарвардский и Стэнфордский университеты, все вузы знаменитой Лиги Плюща. В России к таковым относятся вузы Новой лиги университетов — это ассоциация вузов, "демонстрирующих приверженность лучшим практикам управления и финансирования, высоким образовательным стандартам и передовым исследованиям, имеющим международное признание. Интеграция наших возможностей и совместного конструирования будущего направлена не только на реализацию выгод от внутренней кооперации, но на создание значимой точки роста для российского высшего образования":
https://unileague.ru/. В эту лигу входят Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб),
Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка), а также Российская экономическая школа и Сколковский институт науки и технологий, которые базируются в Сколково.
Большинство других частных вузов в стране действительно ориентированы на зарабатывании за счёт обучения студентов, когда как некоммерческие вузы стараются поддерживать высокое качество обучения и исследований не за счёт обучающихся, а благодаря пожертвованиям меценатов. В тоже время, последние исследования показывают, что и многие государственные вузы ориентированы на заработок на студентах-платниках. В аналитической записке "Финансовая устойчивость государственных вузов"
https://ciase-euspb.github.io/finance/ младший научный сотрудник Центра институционального анализа науки и образования ЕУСПб Елена Чечик пишет, что "многочисленные категории вузов — технические и классические — в среднем получают треть своих доходов от платных услуг населению и фирмам. Около половины доходов (55%) приходит от оказания платных услуг у вузов социально-экономического профиля и у медицинских вузов". Так что зарплата преподавателя в государственном экономическом или медицинском вузе во многом также зависит от поступающих на платную форму студентов, а в некоммерческих, хотя и негосударственных вузах нередко студент может получать стипендию даже больше, чем в государственных вузах