Часто бывает наоборот. Как показала беспрецедентная полемика Льва Николаевича Толстого, автора концепции непротивления злу насилием (пацифистская идея чистого добра) с Иваном Ильиным (концепция противления злу насилием) - добро если и может победить зло, то только в случае если само станет злом. По Ильину - временно. Всю концепцию православного философа-воителя можно свести к фразе: "добро должно быть с кулаками". Церковь и общественность тогда с этим согласились. И Толстой с его призывом следовать искренно и доверчиво христианскому завету о другой щеке, проиграл полемику. Хотя весомое зерно логики в Толстовской интерпретации христианской идеи о том, что добро, отвечающее злу злом (насилием) само становится злом, имеется. Тезис а: добро не может нести боль и страдания кому бы то ни было. Тезис б: добро, причиняющее зло вне зависимости от мотиваций и причин, автоматически становится злом. Заключение: добро, побеждающее зло насилием (то есть не с помощью убеждения), само становится злом. Ильин сопротивляется и говорит: да, но только на время, пока борется и побеждает. Как только зло уничтожено, "злое добро" должно возвратиться к себе, покаяться и искренно возжелать справедливого Суда над уничтоженным злом и спасения души ушедшего к Богу преступника. Естественно, здесь Ильин рассуждает об абсолютной победе над чудовищным злом путем казни или войны, когда необходимость физического уничтожения врага вступает в противоречие с важнейшими призывами христианской этики к душе человека, о возлюби, в том числе и "врага своего", о недопустимости любого убийства.
Иначе, только то добро будет добром, победившим зло, которое искренно покается в своей победе. Не пожалеет о ней, но явственно и с болью, с состраданием, увидит в ней вторую, темную сторону, от которой должно отречься. И отвернется от причиненного врагу насилия и страдания. И искренно пожелает врагу прощения в руках Бога. И будет с трепетом и страхом ждать неминуемого суда над собой за всю боль, причиненную другому человеческому существу, кем бы оно ни было.
Но это случается крайне редко. Люди, побеждающие других людей по праву сильного считают себя защитниками добра, и отнюдь не переживают насчет страданий поверженного врага. Наоборот, скорее радуются его отчаянию и поражению. Критерий победившего добра практически никогда и нигде не действует. Добро, обращенное злом, к себе не возвращается. В результате, теряя статус добра, бывает подвержено еще бОльшим злом. И так до бесконечности.
Но в этом, казалось бы бесплодном споре о критериях добра в его борьбе со злом, я все же придерживаюсь мнения о внутренней незлобливости (великодушии) добра, даже вооруженного. Второе главное отличие - оно всегда лишь обороняется и защищает что-то очень важное с духовной точки зрения. Родину, беззащитную жизнь, нравственные и религиозные ценности, детство, будущее. Только в этом случае оно остается собой после победы.
Так что победа добра - редкое явление. Примером такой победы является победа советского народа в Великой отечественной войне. Это всегда тяжкие победы, со слезами на глазах. Это торжество жизни, несущей в себе память о безмерных страданиях человеческих.
В обычной же жизни это - не искоренение, не ликвидация, но преодоление трудных событий, злобы и жестокости других людей. Преодоление без нарушения тонкой красной нравственной линии. По возможности, обход и отступление. Сопряженные с нежеланием причинять бОльше зла, чем того требуется для защиты своей семьи, например, защиты чего-то более хрупкого и беззащитного, чем вы сами. И то, только когда циничный враг лезет в ваш дом. Но даже здесь - отказ от мести и ненависти.
Такая позиция добра крайне трудна. Но только в этом случае добро остается добром после ожесточения. Много ли ли вы встречали таких примеров? Я встречала, но мало.
А приведенный вами тезис "добро побеждает" относится к вере в то, что после второго пришествия Христа и Страшного суда над злом, оно изыдет ввеках, исчезнет. В конечном итоге добро победит. Но это - сфера религии. К мирской жизни на данный момент времени, пока небо не разверзлось и всадники Апокалипсиса не явились нам во всей своей величественной мощи, зло существует и побеждает во многих душах. Зло побеждает торжеством над чужими страданиями, побеждает ненавистью, местью, войнами, преступностью, сумасбродствами, наркоманией и алкоголизмом, цинизмом, тщеславием и алчностью. Что можно ему противопоставить? Только какой-то важный критерий, который удержит от зла вас лично. В любом случае не даст вам стать его частью. Но взамен вы одержите такую победу и увидите ее. Возможно, она даже покажется вам весьма скромной и незаметной. Нравственное, духовное добро, даже победоносное, редко бывает нескромным.