Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Психолог, преподаватель психологии.  · 29 сент 2021

Отрасли психологии.

Психология проявляется не только в особенностях того или иного человека, но и как совокупность типичных для групп людей способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии, о психологии человека, работающего в какой-то организации и т.п.
Поэтому современная психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками. Причем из-за бурного развития психологической науки каждые четыре-пять лет появляются новые направления. Различные авторы в настоящее время насчитывают до ста отраслей психологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях развития, связаны с различными сферами человеческой практики.
Возникновение отраслей психологии обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего тем комплексом проблем и задач, которые решает то пли иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные (их еще называют базовыми) отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений, в том числе поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются. Фундаментальные знания необходимы всем, кто занимается проблемами психологии и поведения людей. Фундаментальные знания - это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической пауки, но и служит основой для их развития.
Среди фундаментальных отраслей современной психологии ядром является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Она включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки.
Важной фундаментальной психологической дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой - исторический процесс формирования и развития психологического знания.
Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи в рамках своего направления. Однако в некоторых случаях достижения или научные открытия прикладных отраслей могут носить фундаментальный характер, что определяет необходимость использования вновь полученного знания во всех отраслях и направлениях.
Следует также подчеркнуть, что в большинстве случаев прикладные отрасли психологии не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в конкретной отрасли психологии используются знания или методология других ее отраслей. Например, космическая психология - отрасль психологической науки, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, - включает в себя инженерную психологию, медицинскую психологию, педагогическую психологию и др. Следовательно, прикладные области психологии по степени их обобщения могут быть условно разделены на синтетические (объединяющие в себе знания других областей) и первичные (являющиеся относительно узким и конкретным направлением прикладной отрасли). Например, в психологии труда можно выделить следующие разделы: инженерная психология, эргономика, психология менеджмента и др.
Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение, является педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, обеспечивающих оптимальный эффект обучения. Не менее значимыми для педагогической психологии являются вопросы учета индивидуальных особенностей обучаемого при построении учебного процесса и взаимоотношений ученика и учителя, а также взаимоотношений внутри учебного коллектива. Эволюция педагогической психологии в значительной мере определялась господствующими в психологии концепциями. Так, в конце XIX в. большую роль в развитии педагогической психологии сыграла интроспективная психология. Позднее ее развитие определялось бихевиористским направлением, которое предлагало в воспитании ориентироваться на жесткую «модификацию поведения». В основе современной отечественной педагогической психологии лежит фундаментальное положение о том, что сущностью индивидуального психического развития человека является усвоение им общественно-исторического опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры. В то же время это усвоение осуществляется посредством активной деятельности человека, а средства и способы этой деятельности актуализируются в общении с другими людьми. По сферам применения педагогическую психологию можно разделить на психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возраст, психологию профессионального обучения, психологию высшей школы.
Очень близка к педагогической психологии следующая отрасль психологической науки - возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости. В настоящее время основными разделами возрастной психологии являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология. Возрастная психология изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Кроме того, для возрастной психологии имеют большое значение дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства, поэтому очень часто исследования в возрастной психологии осуществляются с использованием приемов дифференциальной психологии.
Дифференциальная психология - отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, генетических и математических методов. Начало разработке данной отрасли психологии положил английский ученый Френсис Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий и для статистического анализа данных. Со временем основными методами дифференциальной психологии стали тесты. Первоначально это были индивидуальные тесты, затем появились групповые, а позднее и проективные.
Поскольку и педагогическая, и возрастная, и дифференциальная психология оперируют понятием «группа», в тесной связи с ними находится социальная психология, изучающая закономерности деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп.
Социальная психология включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей (здесь исследуется, в частности, роль общения в системе общественных и межличностных отношений); психологические характеристики социальных групп, как больших (классы, нации), так и малых (где изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство и т. д.); психология личности (сюда относятся проблемы социальной установки, социализации и др.).
В свою очередь, с социальной психологией тесно связана политическая психология, так как в той или иной мере она рассматривают явления не только индивидуального, но и социального плана.
Политическая психология - это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п. Эти психологические феномены формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях.
Одной из отраслей психологии является медицинская психология. Эта отрасль занимается такими психологическими аспектами как гигиена, профилактика, диагностика, лечение, экспертиза и реабилитация больных. В область исследований медицинской психологии входит широкий спектр вопросов, связанных с возникновением, развитием и течением болезни, влиянием тех или иных болезней на психику человека и, наоборот, с влиянием психики на болезнь. Поэтому среди важнейших проблем медицинской психологии - взаимодействие психических и соматических (телесных) процессов, закономерности формирования у больного представления о своем заболевании, изучение динамики осознания своего состояния у больного, использование компенсаторных и защитных механизмов личности, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств. Структура медицинской психологии включает ряд разделов. Наиболее общими являются: клиническая психология, включающая патопсихологию, нейропсихологию, психосоматику; общая медицинская психология; психопрофилактика и психогигиена; психокоррекция.
Не менее значимой для решения практических задач экономического развития общества и технического прогресса является инженерная психология - отрасль психологии, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной. Инженерная психология как самостоятельная наука возникла под влиянием научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственных процессов. Ускорение технического развития, наблюдаемого во второй половине XIX и первой половине XX в., поставило вопрос о необходимости изучения психических возможностей человека в производственном процессе и определения средств и способов его взаимодействия с техникой. Основными проблемами, решаемыми инженерной психологией, являются: анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами; исследование совместной деятельности операторов, информационного взаимодействия между ними и процессов общения; анализ психологической структуры деятельности опера-торов; исследование факторов, влияющих на эффективность, качество и надежность деятельности операторов: исследование процессов приема человеком информации; анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений; разработка методов психодиагностики способностей человека в интересах решения задач профессионального психологического отбора и профессиональной ориентации; анализ процессов оптимизации обучения операторов.
Имеются и другие направления практической психологии. Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, создавая, если представится случай, спрос на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля. Юридическая психология стремится гуманизировать взаимоотношения между исправительными учреждениями и заключенными или между заключенными и их семьями. Военная психология разрабатывает главным образом способы совершенствования методов командования или укрепления связей между разными военнослужащими. Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект. Психология искусства - отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы людей, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнь отдельной личности и общества в целом.
Одним словом, сегодня в психологии существует большое количество практических направлений, среди которых свое место занимает и психотерапия. В наши дни психотерапия (и похожее на нее направление – психоанализ) интерпретируется многими как чуть ли не вся психология. Правильнее было бы сказать, что это – только та психология, которая известна большинству. На самом деле психология значительно обширнее.
Психология+4
... психотерапия (и похожее на нее направление – психоанализ)
Почему вы отделили психоанализ от психотерапии?
@Николай Николаевич Литвинов, Просто, в моей среде принято отделять Фрейдизм с обязательным поиском причин внутренних конфликтов в детстве (прежде всего, в детской сексуальности) от "всего остального". А "все остальное" делится на КБТ (проблемы - в нарушении когнитивных схем) и экзистенциально-гуманистическую психотерапию (проблемы - в нарушении глубинных переживаний). А создателем психотерапии называется Л.Бинсвангер, живший в Швейцарии и создаваший свою психотерапию в 30-е годы (проблемы клиента - в неверном восприятии пространственно-временнОго строения мира). Остальные психотерапевтические и психоаналитические подходы (их, как говорят, около 1000) рассматриваются как модификации этих трех основных подходов. Думаю, такое деление не очень актуально сегодня, но тем не менее...