Иллюзия безвредности малых доз. Без этой иллюзии было бы проще: "пить - это алкоголизм". Не пить - это не алкоголизм.
Попытки самооправдания "малыми дозами", страх клейма "алкоголика", зависимость от чужих мнений. С другой стороны, страх отвержения обществом, страх осуждения "сухости": "Не пьет, значит не наш".
Если бы не было этой зависимости от чужих мнений, от стыда с этим связанного, не было бы потребности его чем-то заглушать.
"Пью, чтобы забыть, что мне совестно пить", - типичная схема, прав был классик.
Проблема - внушенный стыд, навязанный социумом, а не вещество. Стыдно быть "алкоголиком" - вот и страшно, что "заклеймят".
"Реальность - это иллюзия, вызванная недостатком алкоголя в крови". Чего только не придумывают, чтобы оправдаться.
Эхо материализма. Обожествление вещества. Неверие в эффективность логотерапии.
Для алкоголика "алкоголь - это святое". Поэтому и нелегко даже "замахнуться" на три дня без него. Сразу включается защитная реакция. "Святое" всегда было связано с дофамином. Запрет доступа к "легкому" дофамину ("easy money") равноценно "посягательству на святое".
Существенный поощрительный результат при малых усилиях дает иллюзию эффективности действия. Дальше эти действия подсознательно расцениваются как высокоэффективные. И в дальнейшем будут выбираться именно они - ведь это "разумный" выбор действия: усилий мало - "результата" много. А психотерапия по этим же критериям кажется малоэффективной.
Дополнение
Другая пирамида потребностей
Приоритет 1. Поощрение.
Приоритет 2. Общение.
Приоритет 3. Поддержание физического здоровья тела.
Вот почему информация о вреде здоровью очень слабо или никак не влияет на принятие решения о принятии допинга, дарующего поощрение, хоть бы и за счет разрушения тела. Тело на третьем месте.
Вообще страшное противоречие: пить - стыдно. Не пить - стыдно. Куда ни кинь, всюду стыд.