Родиться - условие явно необходимое. Но явно недостаточное. Далее - уровни. Уровень нулевой - родился и существуешь. Как кошка. В тебе потенциалы, но ты о них не знаешь. Да, они просятся наружу, но тебя это пока не беспокоит. Зато дана поисковая активность - природой дана. Ох, не любят её взрослые, которые за тебя отвечают, - твою эту поисковую активность. А тебе она нужна, чтоб искать и найти. Что именно найти, ты пока не знаешь. Но обязательно найдёшь, если не остановишься. Найдёшь ты поначалу два в одном: и радость себе, и боль себе найдёшь. Обнаружишь нечто гораздо поинтереснее, чем просто существовать - какие-то новые твои состояния вдруг испытаешь. И уже забыть не сможешь. А они тебе вовсе не гарантированы. И вот тут - боль-страдания твои - хочу, но не имею. И ты оказался у первой ступеньки - первый гамлетовский выбор "быть или не быть?" - добиваться или смириться. Взрослым-то твои эти поиски и находки твои - поперёк. Они знай себе тебя блокируют. Мало тебе твоих собственных преград - ты же не знаешь, как добывать себе новые радости, а тут ещё и эти дополнительные трудности от социума - эти "нельзя!". Оказать сопротивленье? Творчество поиска плюс творчество обхода преград. Ты включаешь эти творчества, выбираешь "быть!", добываешь себе новые ништяки. Ты человек?
А ведь куча проблем. И они всё и множатся, и нарастают. И стимулы разрастаются тоже. И чем сильнее сопротивление прочего, тем невыносимее жажда добыч недоступного.
А у животных разве не так же? Разве зверь не изобретателен, пока своего не получит? Разве не настойчив, не хитр и не смел - в зависимости от обстоятельств? Нам и поучиться бы у них. У них и страхи, и комплексы, и игры, и эта самая поисковая активность. Но есть ли у них преодоление себя?
Похоже на то, что чего нет, того нет: нет этого у зверья - воли. Нет такого понятия в их арсенале. Это когда идёшь против себя. Точнее - против одной из своих частей. В пользу другой.
Пойдёшь против своей части, включишь-познаешь волю - и ты уже человек? Явно уже не животное. Я думаю, это уровень первый. Но, думаю, не последний.
Люди порочные ведь тоже преодолевают себя - решаются на гадости. Да, это про тварь дрожащую или право имеющую, но всё же - тварь. Тварь, право имеющая, тоже попадает на первый уровень.
А Соня убила не Процентщицу, а убила себя - это уровнем выше? Я думаю, что уровнем выше - про "не убий". И вообще про "не суди". Про отказ от Дерева Добра-Зла. В пользу Дерева Жизни, то есть, творчества.
Соня честна? Родя-то, ясное дело, нечестный. На то и проницательный Порфирий ему, чтоб нам за Родю стыдно было, когда он выкручивается позорно. Но честна ли Соня? А Дуня? Та же Соня, выходит. Не предпринимательство, так в найм. Не в розницу, так оптом. Но та же продажа себя.
Это честность, но без творчества. Это второй уровень пусть будет. Выходит, честность плюс творчество - уровень третий.
Но честность и приводит к творчеству - последовательная честность. А далее - к сотворчеству… Соня и Дуня, выходит, недостаточно честны? Иисус умер за нас, умирать после него - это значит, не понять его жертвы, его смысла. Родя выбрал честность. А Дуня сказала ли Лужину, что продаёт себя ему?
Честен ли Гамлет? Нет, конечно. Он выбирает между "сносить" и "в бой вступить против моря зла". А дальше - хитрости всякие. И опять на крест - после Христа. Хотя Христос поведал: ты и бог в тебя - больше никого. А, значит, в бой вступать со всем иным, но в тебе же. Это формула творчества. Когда поле битвы - только ты сам. А, значит, это и не битва никакая.
А Пьер добавил - подсказал: честным - вместе. То есть, сотворчество. Но честных. Не с порочными сотворчество.
У меня - так. Про "стань человеком". Ведь вопрос про то, как у меня, а не как у кого-то.
Быть - это значит быть честным. А честность приведёт к идее сотворчества. Но с честными. Или так: с честностью в других.