Вопрос стимулирует поразмышлять о том, что такое негативная мотивация, и что такое собственно мотивация. Мотив - движитель деятельности, взаимодействия субъекта с объектом или с другим субъектом (человека с предметом или другим человеком). Где находится этот мотив? Вы скажете - в человеке. И будете правы. Но не всё так просто. Когда мотивом называют предмет деятельности, то здесь видна отсылка мотива к внешней по отношению к субъекту предметной среде. Когда мотивом называют предмет потребности субъекта, то мотив оказывается внутри субъекта. Получается, что мотив одновременно находится вовне и внутри субъекта деятельности.
Другое название мотива - интерес. Inter-est - это то, что находится между субъектом и объектом (предметом, человеком), но при этом находится внутри самого субъекта. Какой-то товар, заинтересовавший человека, интересен человеку, а человек товару вовсе неинтересен, поскольку товар есть неодушевлённая вещь. Другое дело - взаимодействие двух субъектов. Если они заинтересовались друг другом, то у них возник взаимный интерес, который находится в каждом из них. Тут возможен вариант: один другим заинтересовался, другой первым - нет. Не будем на нём останавливаться.
Интерес определяется как нечто привлекательное, приятное, полезное и важное. Я считаю эти признаки четырьмя уровнями интереса.
Вот например, на вашем горизонте появился новый для вас предмет или человек. Ваше внимание привлечено уже самим фактом новизны, непохожести на всё остальное, уже виденное. Это ориентировочная реакция, ориентировочный рефлекс. Автоматически (подсознательно) срабатывает оценка: приятен он для вас или неприятен. Какая-то информация об этом объекте уже закодирована в генах (эволюционно) - и вас сразу инстинктивно поманило-потянуло-повлекло к этому объекту, или, наоборот, отвратило от него, испугало, устрашило. Это безотчётное влечение (симпатия) или отвращение (антипатия). Они относятся к побудительным мотивам. Они отвечают на вопрос "почему?". Их ещё называют мотивами-стимулами. Стимул - заострённая палка, которой тыкают ослов, чтобы они быстрее и в нужном направлении шли. (Шутка, в которой есть доля правды). Почему осёл пошёл быстрее в ту или иную сторону? Потому что его ткнули палкой или потянули за собой, натянув поводок (повели).
Мотивам-стимулам противоположны мотивы-смыслы (смыслообразующие мотивы), отвечающие на вопрос "зачем?" Здесь как раз начинает действовать сочетание приятного с полезным (неприятного с полезным, приятного с бесполезным, приятного с вредным). Вы попробовали провзаимодействовать с привлекшим вас предметом или человеком, и получили некий опыт, который дал вам знать, полезно (+) ли такое взаимодействие для вас или вредно (-), или бесполезно (ноль, т.е. ни холодно, ни жарко). Образно выражаясь, вы попробовали какой-то новый для себя фруктовощ, и вам стало хорошо (полезло внутрь и легко усвоилось) или вам стало плохо (не полезло внутрь, а вырвалось наружу - стошнило). Если вы опять встречаетесь с чем-либо или кем-либо, что или кто манит вас своим внешним видом, но вы по своему опыту знаете, что он (она, оно) для вас вреден, то на вопрос "зачем?" вы однозначно отвечаете себе: "незачем!". Если вам стало хорошо от взаимодействия с неким объектом, например, человеком, то вы и дальше захотели взаимодействовать с ним.
Получается, что мотив-смысл (зачем) вырастает из мотива-стимула (почему) и может находиться с ним в естественном согласии, если опыт взаимодействия с заинтересовавшим предметом для вас был приятен и полезен. Но в жизни многое приятное сочетается с вредным, а многое неприятное - с полезным (некоторые лекарства или лекарственные процедуры). Следовательно, мотивы-смыслы могут противоречить мотивам-стимулам, бороться с ними (борьба мотивов) и подавлять их. Но мотивы-смыслы сами могут бороться между собой за первоочерёдность. Они все не могут быть одновременно реализовываться. Сначала надо реализовать один (провзаимодействовать с одним предметом), потом реализовать другой. Организму, например, больше всего нужна сейчас соль, а потом уже сахар, а кислый лимон - ещё меньше. И вот мотивы-смыслы выстраиваются в некую иерархию по принципу важности. Для того, чтобы сварить себе обед, если у вас мало что есть в холодильнике (припасы), надо сходить в магазин и купить необходимые для задуманного обеда продукты. Сначала магазин и продукты, потом - готовка, потом - поглощение готовой еды. Очередь!
Теперь о том, что есть "негативная мотивация"? А с какой точки зрения какая-либо мотивация негативна? Есть мотивация "кнута и "пряника". Можно первую определить как негативную, тогда вторая будет позитивной. Но не всё так однозначно. "Кнут" и "пряник" могут быть как мотивами-стимулами, так и мотивами-смыслами.
Можно ли однозначно отнести зависть, ревность, злость, ненависть к негативной мотивации? А как же "Пусть ярость благородная вскипает как волна!"? А как же спортивная злость? А у соревнующихся спортсменов или трудовых коллективов разве не "горят" глаза завистью и ревностью? Один спортсмен хочет завоевать первенство, другой, если уже завоевал, не уступить его. Что в этом плохого (негативного)?
Мужик завидует другому мужику, желая себе иметь такую же привлекательную, красивую, добрую и умную жену. Муж ревнует, не желая уступать свою жену кому-либо другому. Негатив возникает, когда от этого кому-то становится плохо. Например, жене, если её муж ревнует к каждому столбу и угнетает, ограничивает ей свободу, бьёт её. Завидующий, если начинает активные действия по привлечению к себе внимания (соблазнению) чужой жены, конечно, поступает плохо, потому что её мужу становится плохо, разрушается семья. И если женщина уходит к такому завидушнику, то неизвестно, не пожалеет ли она об этом, когда ей с ним станет плохо. Однако если завидующий не предпринимает активных действий по "отъёму чужой собственности", а ищет себе примерно такую же подругу, как у того, кому позавидовал, то опять - что в этом плохого?
Приведу пример: Менее опытный человек, смотрит на более опытного с некой завистью и говорит себе "сейчас я пойду научусь и у меня будет лучше".
Это так называемая "белая зависть". Хотя многие психологи и философы не признают её существование, утверждая, что зависть - это однозначно плохое чувство, что она только "чёрная". Но если завидующий желает превзойти кого-либо в обладании чем-либо (опытом, достижениями, знаниями, умениями, навыками, …) за счёт собственных усилий, а не за счёт физического или морального уничтожения соперника, то это же хорошо! Так происходит развитие! Развитие человеческих способностей к созиданию, к творчеству, а не к разрушению или уничтожению. В реальной жизни "белая" и "чёрная" зависти переплетены, что мы и наблюдаем в конкуренции между странами и в гонке вооружений. Но это уже другая тема.
Плоха ли "негативная" мотивация?
Вот вы прокрастинировали, прокрастинировали (и допрокрастинировались), и никакие "пряники и плюшки" вас не влекли и не увлекали, чтобы взяться за дело и закончить его. А тут вдруг появляется "кнут с оплеухами" (например, угроза чего-либо лишиться, например, жизни) и вы задёргались, заволновались, воспряли духом и воодушевились на подвиги. Плоха ли такая мотивация? Я думаю, нет. Иногда надо себя подтолкнуть, подхлестнуть, дать себе по жопе, приказать себе, потребовать от себя, - чтобы вовлечься в процесс деятельности, начать жить полной жизнью, а не растекаться соплями по платкам (слезами по чужим плечам).