Всё в духе золотого правила нравственности: поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой. Согласно современным эволюционистским исследованиям (Хаузер, Докинз), ответственный за золотое правило социальный ген, он же - крайне эгоистическая моральная программа - присутствует у всех высших стайных млекопитающих с развитой психикой: приматов, львов, волков-собак-гиен, слонов, дельфинов, косаток, многих копытных и даже крыс.
То есть золотое правило - это правило общежития всех стайных (коллективных) животных, обусловленное спецификой выживания в "удвоенно-сложной реальности", когда для оптимального выживания крайне важной становится успешность налаживания социальных связей в стае, табуне или коллективе. Так, в "коллективе" обезьянок бонобо искомые связи налаживаются путем ласк и любовных отношений. В стае шимпанзе и бьют, и убивают "оппозицию", но плотнее взаимодействуют со своими и по деловым, и по дружеским и по любовным направлениям. Единственное исключение сапиенсов - в голодные годы вожди племен не прикасались к пище, пока не накормят детей и женщин. В звериных стаях вожаки едят первыми - остальные по ранжиру и статусу.
Да, корпоративная мораль - это весьма эгоистичная программа выживания вида с отсроченной платежной способностью, в основе которой логика "ты мне - я тебе". И никакого особого альтруизма. Только приспособленчество, плюс эмпатия, часто уводимая вглубь психеи схемами рационального расчета об отсроченных выплатах и их процентах. Этим правилом ловко пользуются мошенники: похлопала глазками, оказалась нужной в нужное время, втерлась в доверие, рассказала то, что от нее хотели услышать, стала "своей" и получила оптом всё, к чему алчно стремилась маленькая душонка. Пусть не сразу (человек умеет ждать годами и даже десятилетиями), - но зато - всё и со всеми процентами.
Что такого знают мошенники, чего не знаем мы, обычные люди? Что привычное правило не живет без жестких сегрегирующих границ на "свой - чужой". В приведенной серии это четко прослеживается: помогайте своим, говорит местный мудрец. Правда следом по умолчанию обычно следует дополнение: за счет чужих. Чужие - обязательное условие сплочения своих. Чужие - это и пища и главный критерий свойскости - то есть эволюционный критерий, древний, бессознательно действенный, архетипичный. Проще говоря, чтобы иметь право "съесть" искомое, мошенник должен получить на это моральное право. А моральное право обретается фокусом обращения вчерашнего своего в сегодняшнего чужого; и себя - вчера чужого в сегодняшнего своего. Так часто практикуется в стае шимпанзе - наиболее агрессивных приматов. Потому там прочность связей достигается крайне тяжело, вожак очень подозрителен и агрессивен, ты должен не просто делиться найденной ягодой, но и всячески демонстрировать подчинение, дележеспособность и готовность к груммингу. Причем делать это хитро, с долгосрочным умыслом, в надежде на скорую болезнь и слабость вожака. Зато побитым и даже зверски убитым чужаком в стае стать просто - достаточно не так взглянуть, вовремя не принять раболепную позу - и вот тебя уже бьют и сам вожак и его приятели и подружки.
То же самое наблюдается в любых человеческих сообществах. Связи налаживаются примерно сходным образом: полезность вожаку, груминг и интимные услуги. Можно в обратном направлении, но результат тот же.
Естественно, с христианской моралью эта вынужденная социобиология имеет мало схожести. Христианство изначально настраивает человека на одиночество в решении моральных дилемм, как-бы вырывая из стаи, общности и даже семьи. Одинок ты явился на свет, одиноким уйдешь, никто не поможет тебе нести ответственность перед Богом за лично свершенные поступки. Ты свободен выбрать добро или зло - на тебе вся мера ответственности - лишь на тебе одном. Христианин не выстраивает связи грумингом и дележкой еды - он спасает свою душу, делая это молча, чтобы не соблазнять себя на эти самые связи. Молча еще и потому, что в этом случае только Бог слышит, а более ничего и не надо. Христов призыв - отдать последнее, - связан с идеей спасения души от груза телесных вожделений и привязанностей, но прежде всего - с трудным чувством любви и к ближнему, и к дальнему и даже к врагу. Это чувство, чтобы оно хотя бы осознавалось, должно подпитываться жертвенностью и готовностью прямодушно отдать что-то очень ценное ради удостоверения добра в этом мире, а не ради связей и мошеннических процедур. Тем душа спасается - и обычно у верующих чувство очищения и душевной легкости достигается именно этим одиноким тихим подвигом, где только Бог знает, что отдали, как отдали и насколько тяжко было отдавать. И главное - почему отдали. Если во имя связей или выгодоприобретения, то это "не считается". Христианская этика в отличие от золотого правила не делит мир человеческий на своих и чужих - это второе наиважнейшее расхождение между христианством и правилом.
Советская мораль, основанная на кодексе строителя коммунизма во многом синтезировала правило с христианским альтруизмом, - во всяком случае попыталась. Но на бытовом уровне она не привилась. "Мелкобуржуазная" бюргерская психология тихой сапой побеждала прокраснодушную идеологию. В конечном итоге это привело прежде всего к духовному коллапсу накануне отмены шестой статьи брежневской Конституции. В основе своей разруха 90-х была спровоцирована теми, кто издевался над советскими альтруистами, уступающими положенные им квартиры "более нуждающимся младшим научным сотрудникам". "Дают - бери, бьют - беги; хочешь жить - умей вертеться" - всё это крохобористое мелкобуржуинство оттуда, из обычного советского быта. Оно и победило, оно и обратило своих носителей в нищих, с трудом выживающих МММ-акционеров, которым их бонусы так никто и не вернул.
Естественно, в мультике учат выстраивать связи, прочные, длительные социальные. А не спасать души, потому тут известная социо-выживанческая моральная программа, эгоистичный ген и золотое правило. Хорошо это или плохо? Это необходимо. Чтобы выжить. Чтобы выживалось полегче да еще и с (пусть отсроченным), но выгодоприобретением.
Насчет же настоящей, человеческой морали - это уже личный выбор каждого. Это выше и труднее ЗПН. В мультиках такому не учат. К этому приходят через личный, порой ошибочный и болезненный жизненный путь. Через настоящую любовь, без всех этих "ты мне, я тебе". И через веру, тоже очень личную и невероятно трудную.