Сразу оговорю, что ниже — моё мнение, мой опыт. Я в психологии двадцать второй год, и именно поэтому понимаю, что субъективен, могу чего-то не знать, и т.д.
Но в марте 2019, когда проводил тренинг по торгу недалеко от Шанхая, в Иу, наши менеджеры рассказывали о некоторых "недобросовестных" и "специфических для китайцев" приёмах торга. Я по-детски радовался: так всё знакомо! — и объяснял участникам тренинга, что эти приёмы — классика торга, совершенно универсальная и интернациональная. И, естественно, хорошо и разнообразно описанная в американских учебниках, именно как "всехняя", интернациональная. — То есть в ведении дел в Китае, разумеется, есть специфика, её важно замечать и знать (сами ребята мне при подготовке подсказали тогда книжку Пола Мидлера "Плохо сделано в Китае"), но описывается она вполне универсальной практической психологией.
Вот в этом плане с особенностями России — думаю, так же.
***
"Книги западных (в основном американских) психологов, коучей и т.д." — это огромное поле, разных направлений и подходов, разных контекстов и фокусов внимания, разного стиля и манеры написания.
"Россияне" — в свою очередь огромное разнообразие опыта, условий жизни, личных склонностей, стилей и пр.
"Российские книги по изменению жизни" —
- Чаще — вторичны. Популярный пересказ на разные лады для отечественного читателя уже существующего в мировой практической психологии, с 50-х - 60-х годов и позже. Просто, возможно, обращаясь к отечественному антуражу, фактуре, именам и примерам. Может быть написано увлекательно; на уровне учебников чаще такое получается сухо, академично. Достаточно прочитать несколько университетских учебников американских и российских по одному и тому же предмету: социальной психологии или теориям личности, например. Понятно, что исключения всегда есть, но в целом скорее так.
- Могут быть оригинальные интересные идеи, находки. При этом они всё равно опираются на мировой контекст; если вы не знакомы с ним, у вас может быть впечатление полной оригинальности. Например, Симорон, как он сформировался к началу двухтысячных, — крутая классная абсурдистская штука. Строго говоря, изначально украинская, и тут же появился самостоятельный питерский "ствол". Так вот: при всей самобытности, в основе там и техники НЛП (а источники НЛП, в свою очередь, гештальт-терапия, эриксоновский гипноз и семейная терапия Вирджинии Сатир, и это только в первом приближении), и безусловно психодинамические вещи (привет Фрейду и постфрейдистам), и — особенно в украинском варианте — психодрама (да, Морено не совсем славянская фамилия)…
Ну, понимаете, нет отдельно российской и отдельно американской психики. Практическая психология мощно, с опережением на десятки лет, развивается на Западе. Что бы вы ни читали, ни воспринимали из написанного нашими авторами,
а) на это будет опираться,
б) оригинальность, уникальность заточенности под российскую реальность будет крайне спорная. Ну нет у нас ни лишней хромосомы, что бы ни рожали отечественные горе-пропагандисты, ни особенной уникальности череды социальных ситуаций. Ничто не ново под луной.
Тут ровно как с "православной психологией": ничего оригинального, те же идеи и методы, только ещё плюс про бога что-то написано.
***
Словом, если найдёте что-то с выраженным "русским духом", то это 99,9% будет какое-то качественное вполне западное современное блюдо, просто поданное в стиле "а ля рюс". А в 0,1% просто личная система какого-нибудь "гуру", завёрнутая в нормальную торговую легенду про "сохранившиеся традиции предков"))
***
Перспективно искать не что-то под "уникальную российскую реальность", — а смотреть и прикладывать именно к себе, своему опыту, жизненной ситуации, личному стилю и склонностям самые разные, прямо противоречащие друг другу подходы практической психологии.
Что-то именно под себя создаётся как раз таким поиском и "перевариванием", ассимиляцией знаний, умений, как люди влияют на себя и на других людей.