Ну такое (с.)) О любви, или, будет вернее сказать, о "порочной" любви.
К сожалению, упрощённо-колхозное сознание многих из моих несчастных соотечественников трактует книгу как порнографическое произведение автора-извращенца. Львиная доля (как кое-кто из уже ответивших) вообще не притрагивалась, и рассуждает по принципу: "Пастернака́ не читал, но осуждаю!" По их мнению, раз он про это написал, то значит сам типа был педофил. Когда им объясняешь, что В.В.Набоков вообще-то всю жизнь прожил с одной женой, а роман она же и печатала на машинке, сидя на заднем сидении автомобиля, ехавшего по маршруту главного героя произведения, они на время подзависают. Как и от сведений, что писатель, когда снималась первая экранизация, был в шоке от того, что Лолиту играла четырнадцатилетняя актриса - он рассчитывал на двадцатилетнюю. Потом быстро находятся, и начинают, что значит-де дал волю своим потаённым фантазиям. Действительно дал. Но отнюдь не потаённым. Схожее эротическое переживание из детства, от которого растут ноги у проблем Гумберта, Набоков описывал в другой вещи, и, видимо, испытал сам. Тут-то всё и дело, что он раздраконил простой эпизодический момент до сдвига по фазе, посчитав, что возможно сумел выудить один из вариантов "корня зла". Но IMHO, у него получилось не очень убедительно; как сказал бы фабрикант Алексеев: "Не верю!" Предпочтения Гумберта Гумберта достаточно странные. У него разброс от 9 до 14 лет. Но в реальности внешность и поведение девочек на протяжении этих 5 лет радикально меняются. И у педофилов, как правило, имеются более точные рамки. Если брать не обывательскую, а научную картину, то непосредственно "педофилия" - это лет до 12, 12-14 - "гебефилия", 15-18 - "эфебофилия". Последнее многие вообще за отклонение не считают, так как половое развитие в эти годы уже в основном завершается, а в ряде стран "возраст полового согласия" - 14 лет (что, кстати, было и в России в 1998-2003 годах). В книге Лолита ведёт себя несколько старше указанного возраста, и напоминает скорее 14-тилетнюю.
Так что, сказал бы, роман чем-то даже напоминает этакий труд церковного отца-святоши, взявшегося, наблюдая со стороны, на основе чистых умозаключений, изучить какой-то порок или грех. Лучше всего это было бы обрисовать это как попытку интеллектуального исследования соответствующей сексуальной перверсии, и её причин.