Цикл материалов с разбором консультации онлайн. Вдумчиво читаем диалог женщины 31 года, анонимно написавшей на психологический форум о своём состоянии, с девушкой-психологом, и размышляем о том, что можно было сделать лучше.
Начало в предыдущих статьях на канале РАБОТА ПСИХОЛОГА Яндекс Дзен.
Из предыдущих сообщений мы узнали, что клиентка расковыривает своё лицо и тело. Тему самоповреждения - на английском языке явление называется self-harm, - принято считать подростковой. На самом деле страдают не только подростки.
Чаще это мелкие множественные порезы, лезвием или точилкой, на внутренней поверхности рук, внутренней поверхности бёдер, на животе. Иногда тело прижигают сигаретой. Иногда бьют кулаком в стену или дверь до крови.
Выглядят множественные порезы и зажившие точки ожогов красными метками на коже, когда заживают - остаются белыми метками. Родители, как правило, приходят в ужас, и их первая мысль "она пытается так привлечь к себе внимание, ей не хватает внимания". Эта мысль не монтируется с простым фактом: большинство пациентов свои порезы скрывают и делают их втайне, а не демонстративно.
Вот и наша клиентка закрывает расковырянное лицо тональным кремом.
Ужас при встрече с самоповреждением продиктован непониманием мотивов человека. Он очевидно наносит сам себе вред - зачем?!
Одна из психологических интерпретаций подобного поведения - физическая боль имеет начало и конец, и перенести её легче, чем боль душевную, которая не имеет ни конца, ни края. Это способ тех, кто переполнен эмоциональными переживаниями - overwhelming experience.
Другая возможная интерпретация - порез или рана наглядно показывают, что на пустоту можно воздействовать. Иногда пациент ощущает себя настолько пустым внутри, что режет себя = режет пустоту, которая кажется ему всепоглощающей, сильнее его. Таким образом, он оказыается сильнее пустоты, "кто кого" пересилил-порезал. Это способ тех, кто не умеет иначе справляться с эмоциональным отупением - numbing.
Третий вариант интерпретации - самоповреждение это акт пробуждения от сильных наплывов воспоминаний или грёз, способ восстановить связь с действительностью, усилить чувство реального себя. Это способ тех, кто не умеет иначе справляться с искажённым восприятием реальности - severe distortions in their reality testing.
Как видите, дифференциальную диагностику без специальных знаний не провести. У каждого из трёх симптомов, обозначенных по-английски, есть свои "следы" в тесте Роршаха, симптомы определённым образом проявляются при ответе на вопросы теста "Как это выглядит, что бы это могло быть?"
Давайте отвлечёмся от теории и обратимся к словам клиентки:
"Сама себя добила и я всю жизнь вела себя так добивая себя, рву все мне ценное и отношения и вещи и фото и все что мне так дорого……какой то мазохизм над собой….. "
Она называет четвёртую возможную причину самоповреждения - идентификацию с агрессором. Это психологический механизм совладания с травматическим опытом, когда человек ведёт себя как злющий враг самому себе.
Не случайно далее клиентка вспоминает детский эпизод:
"мама душила раньше меня когда выпрашивала деньги на водку которые я заработала бегав в магазин по просьбе её знакомых наркоманов Мне жаль мою больную голову и моё здоровье……и потерянное время в 10 лет………"
Мама, которая любила, она же и душила. Желая быть заботливой мамой самой себе, клиентка причиняет себе боль (голове и телу). Делает она это, как легко догадаться из следующей фразы на форуме, в состоянии отстранённости, в лёгкой диссоциации, "хладнокровно":
"я реально как будто двуличная хлоднокровная и неблагодарная……."
"из за того что я не доверяю сама себе и всю жизнь скрываю свои недостатки и страхи……….сегодня я люблю а завтра ненавижу"
С психодинамической точки зрения, как только мы пролечим у клиентки идентификацию с агрессором (научим узнавать это состояние и останавливать его), клиентка тут же станет провоцировать нас на агрессию, чтобы идентифицироваться с новой-мамой-терапевтом-доброй-тётей, котораая нападает иначе, более продвинуто психологически и нам придётся интерпретировать ей происходящее между нами в терапии и не поддаваться на провокации ))
Впрочем, хорошим знаком в случае данной конкретной клиентки является факт, что в её внутреннем мире агрессоры не всемогущи, им противостоят добрые дядьки:
"Но по жизни я трусиха, есть и плюсы во мне мне жаль стариков которые просят милостыню и я часто кладу им или даю по 100 рублей, цыганей ненавижу, прям порой испытываю истерический смех видя цыганку с ребенком и как дико смотрят мужчины в маршрутках на нее…….но и ей я в этот день заработав деньги дала толи 50 рублей толи 100, не знаю почему…..хотя были моменты до 2009 года когда одна цыганка обманом забрала у меня деньги я словно под гипнозом была хорошо дядька рядом отогнал её от меня….. Есть все таки добрые люди………"
Вот и добрые люди пришли и спасли. Прогноз был бы более мрачным, если бы никто никогда не заступался и психотерапевт оказался первым добрым человеком, который заступился за клиентку.
Кстати, воспоминания о цыганке - они следуют сразу за тирадой о собственной двуличности - не случайно появляются именно в этом месте сессии и материала.
Современные научные исследования полагают диссоциативный спектр психологических защит вариантом самогипноза. Признаваясь нам в "хладнокровии", и "двуличности" - то есть в диссоциативных симптомах, клиентка закономерно с точки зрения ассоциации переходит от темы самогипноза - к гипнозу, к воспоминаниям об эпизоде, когда над ней делали гипноз (цыгане).