Ох…
Не хочу рекламировать тревожность и теории стресса.
Дам два взаимоисключающих ответа для размышлений.
- Да. Атавизм.
О какой безопасности может мечтать человек с собственным домом за высоким забором, автомобилем в бетонном гараже, которые «обвешаны сигнализациями»?
Причем «продавцы стресса» преимущественно обитают в стране, где «офигенные условия жизни» - реальность.
Например, США, профессор Роберт Сапольски.
- Нет, не атавизм. Посмотрите на тему с точки зрения «космической справедливости». Наши предки за нас горбатились, работали бесплатно, часто в рабстве или других видах невольности. Строили дороги, самолёты-пароходы, информационную инфраструктуру. Спасались от хищников и захватчиков.
И все это, чтобы мы «бесплатно наслаждались».
Бесплатный сыр – в мышеловке. Мы мало имеем отношения к сегодняшнему уровню жизни. Экспроприаторы, лицедеи, мародёры.
Хочу сослаться на «рок-звезду от МГУ» - антрополога Станислава Дробышевского, который в разных лекция рассказывает о маркерах неспецифического стресса. Рассказывает и показывает на фото, как на костях отражается холодовой, голодовой, травматический стресс. Показывает, какие следы многолетняя мигрень оставляет на внутренней поверхности черепа.
Мне кажется, мы должны испытывать «дикий стресс» от чувства вины перед предками, чьими трудами безоплатно пользуемся.
А вообще, так вопрос я бы не ставила. Для человека с генерализованной тревожностью его состояние – сущий ад. Атавизм или не атавизм, а он «испытывает».
Проживает ужас каждую секунду времени.
Эмоциональное состояние – это субъективная реальность, а не объективная.
Мы не знаем, почему человек «просел». Может быть, он «испытывает боль всех убиваемых сейчас животных на мясоферме». Может быть он еще «куда-то вляпался». Я вот после чтения творчества Пелевина долго не могла «развидеть» и «отляпаться».
Иногда «сносит» от некоторых теорий и комментаторов. Например, когда люди присылают на верификацию анекдоты или мрачные теории о тёмных богах, поневоле начинаешь тревожиться, а тем ли занят?
В подтверждение коллеги Юлии Твердисловой призываю отличать алертность от тревожности.
И еще призываю давать определения терминам.