Да, есть такая гипотеза, только это половина смысла. Соотношение языка-мышления-мира является двусторонним, т.е. и язык определяет, как мы воспринимаем мир, но и мир конечно определяет как именно формируется язык, и как он используется. Витгенштейн: границы языка=границы мира; Потебня: понятия в языке формируют смысловую сеть, связаны не случайным образом, и определяют языковую картину мира, которая в нашем сознании репрезентирует мир, делает его доступным для понимания и обращения с ним; Хайдеггер: Логос (язык, мышление) позволяет нам осваивать Бытие, которое иначе громоздилось бы над нами неразделимой глыбой...Весь опыт концептуализируется посредством языка -еще в Библии, чтобы Адам нормально себя чувствовал, ему Бог рарешил дать имена животным и всему, что окружало, иначе Адам просто не мог бы с этим всем взаимодействовать. Но правда и то, что будучи освоенным, язык "принуждает" к определенным паттернам восприятия. Например, пока есть женский и мужской род в языке, очень сложно устранить гендерный аспект в восприятии; мы (европейцы) всегда определяем действие во времени (в отличие, например, от племён, у которых "вечное сейчас", и нет грамматического времени глаголов). Синтаксис (построение предложения) отражает логические операции -кто что когда как сделал - и если вдруг наступает "варькалось, хливко зелюкало", то в мире наступает хаос и неразбериха-кто именно и что всё-таки делает, и как мне с этим быть. Язык это первая граница власти- он первый претерпевает изменения, когда реальность трансформируют любые конфессии: сразу насаждается терминология, отбрасываются или вводятся новые правила, иногда какой-то язык запрещается и вместо него официальным об'является какой-то другой. И вот легко представить, как сложно бывает жить, когда еще вчера было всего два оттенка снега -белый и грязный, а сегодня ввели эскимоский, и там 50 оттенков-качеств-или наоборот.