Аутизм - это симптомокомплекс, при котором при базовой "матрице", характеризующей любое аутистическое расстройство, может быть очень разнообразный профиль особенностей и потребностей. То, что в обязательном порядке характерно для любого аутизма - это нарушение коммуникативных функций. В большинстве случаев все известные особенности - нарушение социального взаимодействия, низкий коэффициент адаптивности, нарушения поведения - это последствия коммуникативной некомпетентности аутичного человека. При знакомстве надо обязательно учитывать этот базовый дефицит - не только в плане поиска особых коммуникативных подходов (не говорить длинными предложениями, не использовать иносказание, использовать максимально однозначные формулировки и инструкции, максимально поддерживать обращение жестами или визуальными средствами), но и в плане оценки человека с точки зрения его иных возможностей - думать, понимать, учиться. Очень часто именно по уровню речи и коммуникативных провалов делается скоропалительная оценка интеллекта или обучаемости. Изначально надо исходить из того, что ребенку с аутизмом надо выстраивать системную поддержку коммуникации - либо альтернативными, либо дополняющими методами коммуникации. Сенсорный профиль аутичного ребенка тоже может быть нетипичный. Надо учитывать риски гиперчувствительных реакций на раздражители - свет, звуки, тактильное обращение, запахи.