Станок радиально-сверлильный с подъемно-поворотным столом 2532Л. Выполнен замер и изготовление
чертежа вышедшей из строя вал-шестерни.
Вал - это геометрическое тело цилиндрической формы, которое благодаря своей конструкции может передавать движение другим частям механизма. В отличие от оси, которая является опорной деталью и не передает вращения, вал осуществляет передачу вращающего момента от одной детали к другой. В машиностроении валы и оси являются наиболее распространенными деталями, которые проходят определенный цикл обработки с соблюдением специальных технических условий.
При расчете валов и осей их рассматривают как балки, которые свободно лежат на двух опорах и подвергаются силовой нагрузке, вызывающей изгиб.
Материалы для изготовления валов и осей должны обладать высокой прочностью и упругостью, и чаще всего это углеродистые и легированные стали. Для валов, испытывающих значительные нагрузки, используют легированные стали, такие как сталь 40ХН, сталь 20Х и сталь 12ХНЗА, а для основной массы валов - среднеуглеродистые и легированные стали, например, сталь 45 и сталь 40Х.
При конструировании валов и осей следует учитывать их гладкость и минимизировать число ступеней. Поверхности этих деталей подвергаются термической обработке для повышения несущей способности.
Однако при работе механизма валы и оси подвергаются циклически изменяемым напряжениям, что может привести к разрушению из-за усталости материала. Поэтому важно учитывать прочностные характеристики при выборе материала для изготовления валов и осей.
Валы используются в различных механизмах для передачи крутящего момента. Карданный вал, например, применяется в автомобилях и других механизмах для передачи движения между двумя несоосными валами. Распределительный вал используется в двигателях внутреннего сгорания для синхронизации цикла впуска и выпуска газов. Коленчатый вал является основной деталью двигателя внутреннего сгорания и некоторых других конструкций, где используется кривошипный механизм.