Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Амбассадор открытой науки  · 14 нояб 2021

5 авторов, чтением работ которых надо отмечать День Социолога

С 14 ноября 1994 года в России отмечается День социолога. Данная дата выбрана не случайно: именно в этот день в 1901 году в Париже была открыта Русская высшая школа общественных наук.
В связи с этим событием мы выделили 5 авторов, чтением которых надо отмечать данный профессиональный праздник:
1) Эрвин Гоффман — «Поведение в публичных местах».
Данная книга, совсем недавно вышедшая на русском языке, заполняет пробел в теоретическом наследии Гоффмана, в котором русский читатель выделяет два этапа: драматургическая социология и фрейм-анализ. Данная книга представляет собой переходный этап на социологическом пути, в ней демонстрируется попытка социолога продемонстрировать читателю то, что ситуация, формируемая участниками наделена некоторыми смыслами и правилами поведения, и эти смыслы и правила побуждают индивида принимать правила игры, разделяемые участниками этой ситуации. Книга позволяет взглянуть на наши повседневные действия и ситуации, участниками которых мы непосредственно являемся с социологической точки зрения и попытаться помыслить ситуацию, как сложный, но в то же время хрупкий конструкт, состоящий из людей, их действий, их включенности в ситуации, непосредственного и опосредованного взаимодействия между ними. Этот конструкт с легкостью разваливается, пересобирается, развивается и вновь распадается. В данной книге развиваются ключевые для микросоциологии концепты вовлеченности, ситуационных неприличий и телесной идиомы.
2) Георг Зиммель — «Большие города и духовная жизнь»
Сборник эссе одного из классиков социологической теории, включает в себя ключевой текст для социологов городского пространства с одноименным названием, а также включает в себя такие работы, как "Кое что о проституции в прошлом, настоящем и будущем", "Поездка в Альпы" и "Infelices possidentes!". В данных текстах социолог устанавливает любопытные взаимосвязи между процессами, которые казалось бы, совершенно не связаны, тем самым, обосновывая значимость социологии, как научной дисциплины не отдельной, в отличии от остальных классиков, а скорее помогающей.
3) Э. Гоффман - "Тотальные институты"
В данной книге собраны исследования психбольниц, тюрем, армейских подразделений и других учреждений, которые Гоффман называл тотальными институтами. Эти места, как замечал сам Гоффман отличаются от обычных учреждений своей "закрытостью" и отсутствием возможности у членов данных институтов контактировать с внешним миром на полноценной основе. Подобные учреждения отличаются рядом особенностей в отличии от привычных нам социальных институтов и организаций. Если обычные общественные институты предоставляют человеку некоторую свободу выбора, то в тотальных институтах человека лишен возможности выбора, совершать ему те или иные практики или не совершать. В учреждениях подобного типа индивид либо выполняет действия, предписанные ему смотрителями или надзирателями или получает наказания. Любопытным в данной книге является то, как в этих институтах переписывается то, что Э.Гоффман называл представлением себя, как это самое представление себя реконструируется, как индивид теряет то, что окружало его в повседневной жизни до попадания в учреждения подобного типа, как социальные роли индивида "забываются" и утрачивают свой смысл.
4) Г. Беккер - "Аутсайдеры"
Американский социолог Говард Беккер в некотором смысле совершает переворот в области теории девиантного поведения, сначала критикуя все подходы, существовавшие до него, а затем предлагает свое видение девиантного поведения. У Беккера оно изначально построено на том, что “девиантность — не характеристика действия, совершаемого человеком, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций к “нарушителю”, а девианты, на кого удалось наклеить этот ярлык” (Беккер, 2018), но на этом дефиниция девиантности не заканчивается, и Беккер развивает тезис о том, что само понятие девиантности не существует в обществе, а скорее локализовано внутри сообществ, развивая этот аргумент до ситуативного контекста девиантности, тем самым микросоциологизируя категорию девиантного поведения.
5) Луис Вирт — «Урбанизм как образ жизни»
Еще один сборник работ в нашей подборке одного из социологов Чикагской школы – школы, исследования которой были посвящены городскому пространству, вопросам миграции, изучению гетто, а также тому, как все вышеперечисленное влияет на характер взаимоотношений индивидов. В работе Урбанизм как образ жизни автор проводит границу между городским и сельским и описывает «город как особую форму человеческой ассоциации» (Вирт, 2016). Автор дает понять, что городское от сельского отличает не только архитектура и количество людей, проживающих на одной территории. Критикуя столь механический подход к определению городского пространства Луис Вирт вводит 3 важных составляющих для социологического определения города: численность населения, плотность населения и гетерогенность. Автор в своей работе показывает, как эти 3 фактора определяют город, как гетерогенность и плотность влияют на высокий уровень диверсификации, и как диверсификация определяет характер взаимоотношений между индивидами на территории города.
6) Эмиль Дюркгейм — «Элементарные формы религиозной жизни»
Элементарные формы религиозной жизни" Эмиля Дюркгейма - одна из ключевых работ в классической социологии. Через высказывания, соотносимые с известными в религиоведении дискуссиями (определения религии, вопрос о первичной, "элементарной форме" религии, соотношение ритуалов и представлений), Дюркгейм предлагает читателю и новый категориальный аппарат социологии, укорененный в его ранней программе, но все же отличный от нее. Важнейшая для автора проблема социальной солидарности, обретает новое измерение, рассмотренная не только через связь и взаимозависимость индивидов, но и через коллективные эмоции. Что мы можем узнать о себе сегодня, читая про религии без богов, австралийских аборигенов? Что нам даёт различение сакрального и профанного, в котором социальная реальность представляется уже не просто реальностью "особого рода", но результатом жесткого разделения двух столь отличных друг от друга областей. Почему мы и сегодня готовы участвовать в странных событиях или отдавать жизнь за символы?
Общество+4