пенсионер, еще не маразматик
интересы... · 1 июл 2021
История одной рок-оперы - "Орфей и Эвридика"
Орфей полюбил Эвридику.
Какая старая история...
И она полюбила Орфея.
Два сердца встретились, два сердца!..
«Орфей и Эвридика» — первая советская рок-опера. Создана в 1975 г. композитором А.Журбиным и драматургом Ю. Димитриным, поставлена ансамблем «Поющие гитары» в оперной студии при Ленинградской Консерватории.
Со слов руководителя ВИА "Поющие гитары" А.Васильева: " Когда до нас добралась рок-опера Эндрю Ллойд-Уэббера «Jesus Christ Superstar», все ею заболели, конечно, я тоже заболел. Всю оперу я знал наизусть. Очень она мне нравилась. И захотелось мне сделать что-то свое в этом жанре". И они сделали шедевр.
Премьера состоялась в Ленинграде 25 июля 1975 г. Опера непрерывно исполнялась в Ленинграде десять лет (1975—1985), кроме того исполнительская труппа с аншлагом гастролировала по СССР. С 1988 г. исполнение в Ленинграде было возобновлено.
Надо сказать, термин «рок» вызывал негативные эмоции у руководства Министерства культуры СССР, поэтому постановка была названа «зонг-оперой» (от нем. der Song — «эстрадная песенка»; это слово ассоциировалось с «эпическим театром» Б. Брехта, где вставные песни-зонги играли роль авторского комментария к действию).
.
Сюжет рок-оперы лишь очень формально сохранял сюжетную схему мифа, но через призму древнегреческой мифологии авторы попытались поговорить о сегодняшних проблемах. В нем объединили два Древне греческих мифа: миф об Орфее и Эвридике и миф о похищении Персефоны.
Орфей полюбил Эвридику, любовь была взаимной. Они поженились, хотя бог брака Гименей предсказал, что их счастье будет недолгим.
В поисках славы Орфей покидает свою возлюбленную Эвридику и отправляется на состязанье певцов. Он одерживает триумфальную победу и получает в награду от Богов волшебную золотую лиру. Теперь своей музыкой он может творить настоящие чудеса
Победив, он возвращается к любимой, но преклонение фанатов уже изменило его, и Эвридика не узнает своего Орфея. Во время прогулки Эвридику укусила змея и та умирает. Эта трагедия делит жизнь Орфея на до и после - гибель возлюбленной заставляет его решиться на опасное путешествие в Царство Мёртвых чтобы вернуть жену.
Харон — перевозчик душ в загробное царство — рассказывает Орфею свою историю: он ведь и сам некогда был певцом, но, потеряв любовь, потерял свою песню, голос и талант.
Орфей попадает в загробное царство. Там он своим пением и музыкой тронул подземных богов Аида и Персефону, и те согласились отпустить Эвридику обратно в мир живых.
Лишь одно условие поставили боги Орфею — не смотреть на жену, покуда они не покинут подземного царства. Он выполняет условие и идет впереди, не оборачивается и не смотрит на Эвридику. Но, та не понимает, почему Орфей на нее не смотрит и не разговаривает с ней. Ей начинает казаться, что он ее разлюбил. "Если это так, то зачем мне идти на землю, лучше я вернусь в Царство мертвых!" В страхе, что Эвридика так и сделает, Орфей оборачивается и в тот же миг та падает замертво.
Орфей впадает в полное отчаяние. Раз Эвридика умерла, ему тоже незачем жить.
Увидев мучения Орфея, Амур решает еще раз прийти ему на помощь. Он снова является перед Орфеем и возвращает Эвридику к жизни. Затем Амур выводит Орфея и Эвридику из подземного царства на солнечный свет.
Любовь и искусство побеждают смерть.
.
«Орфей» имел головокружительный успех и за десять сезонов был сыгран около 2000 раз. Хотя спектакль и исколесил с неизменным успехом почти весь Союз, за границей он показан не был. В 2003 г. рок-опера вошла в книгу рекордов Гиннесса как мюзикл, максимальное количество раз сыгранный одним и тем же коллективом.
.
Исполнители:
Орфей — Альберт Асадуллин
Эвридика — Ирина Понаровская
Харон — Богдан Вивчаровский, Играя роль Харона с самого начала (более 30 лет), он тоже занесён в Книгу рекордов Гиннесса.
Фортуна — Ольга Левицкая.
На мой взгляд, этот состав был самый лучший и им нет соперников.
.
Постановку новой версии «Орфей и Эвридика» осуществил в театре «Рок-опера» в 1999 г В. Подгородинский — тот самый человек, который в свое время из умиравшего ансамбля «Поющие гитары» сотворил живой и ныне здравствующий театр «Рок-опера», единственный в России репертуарный театр, работающий в жанре, о котором красноречиво заявляет его название.
Постановка Подгородинского рассказывает совсем другую историю: не о победе любви, но о непобедимой власти рока, для которой Харон и даже Фортуна — такие же игрушки, как Эвридика и Орфей. И теперь девизом спектакля можно, пожалуй, считать песню, звучащую из уст Вестников: «Ты прав, скиталец, клятвы глупы, слова раскаянья пусты, и только жертвенный поступок еще бы мог тебя спасти». Мог бы. Но — не спас: рое-оперу завершают, как и в «версии-1975», аккорды, с которых она начиналась, но означают они уже совсем иное - Орфей стал Хароном. И любой на его месте обречен пройти тот же путь.
@Великанова Марина, Здесь, как я считаю, несколько другая ситуация. Фактически Журбин незначительно переработал на русский язык оперу Глюка "Орфей и Эвридика", он изменил только концовку оперы. У Глюка - после смерти Эвридики, Орфей перестал интересоваться женщинами и перешел на мальчиков. Однажды он играл в лесу на своей лире и его услышали вакханки, служительницы бога вина Диониса, любовь которых он до этого отверг..Они убили Орфея, а тело разорвали на части. За это Дионис превратил вакханок в деревья, лиру боги поместили в небо среди созвездий, а душа Орфея отправилась в Царство мертвых и соединилась с Эвридикой.
Эта концовка оперы Глюка, по сюжету, и есть единственное отличие от рок-оперы Журбина. Возможно, из-за этого рок-оперу не вывозили за границу - у нас это прошло, а у них - маловероятно.
То, что "Юнона и Авось" круче, я полностью согласен.
@Игорь Шарапов, Да, в дни нашей молодости иметь винил "Орфея и Эвридики", или как тогда гордо называли "Диск", было весьма престижно. У меня самого была запись только на магнитофоне.