Почему растет количество аллергий и их тяжесть? Действительно ли аллергии связаны с нарушениями развития? И как влияет культура питания на наше здоровье? Рассказывает
Центр проблем аутизма, соорганизатор международной научно-практической конференции
«Аутизм. Вызовы и решения».
Вторая волна
Первым
понял, что сезонную аллергию, которую раньше называли летней простудой (симптомы: чихание, слезотечение, насморк), вызывает не жара или озон, а пыльца, английский врач Чарльз Харрисон Блэкли в 1859 году.
Сам термин появился только в 1906 году. Его ввел австрийский педиатр Клеменс фон Пирке. Он заметил, что пациенты, привитые от оспы лошадиной сывороткой, тяжело реагировали на вторую дозу. Эти симптомы были вызваны тем, что иммунная система вырабатывала антитела для борьбы с антигенами или чужеродными веществами, содержащимися в сыворотке. Реакцию антитело-антиген он назвал аллергией и не ошибся. Эта сверхчувствительная реакция иммунной системы была предложена в качестве причины сенной лихорадки, астмы, некоторых кожных заболеваний и анафилаксии.
Прорыв в понимании аллергий произошел в начале 1950-х годов, когда были открыты тучные клетки, главные участники аллергических реакций. Они содержат различные химические вещества, в том числе гистамин, предназначенный для атаки антигенов, который собственно и вызывает симптомы аллергической реакции.
В 1967 году ученые идентифицировали иммуноглобулин Е (IgE), антитело, ответственное за большинство аллергических реакций. У людей с предрасположенностью к аллергии, вырабатывается непропорционально большое количество IgE, которые остаются бездействующими до тех пор, пока на них не воздействует аллерген. При контакте с аллергеном IgE заставляет тучные клетки высвобождать вызывающие аллергию химические вещества.
В 80-х ученые создали анализ крови для определения уровня IgE и медицинское устройство для введения отмеренной дозы адреналина EpiPen для лечения анафилактического шока. В 1982 году Нобелевская премия по медицине и физиологии была присуждена за работу над лейкотриенами, вызывающими астму и воспалительные реакции на антигены.
Сегодня медики успешно лечат некоторые симптомы аллергий и практикуют иммунотерапию, но лекарств от аллергии нет, как и полного понимания ее механизма. При этом аллергии и пищевые непереносимости сегодня – одни из
самых распространенных состояний, в том числе коморбидных.
«Первая волна» аллергических заболеваний случилась около 50 лет назад, когда произошел резкий всплеск заболеваемости астмой и сенной лихорадкой. Сегодня мы переживаем «вторую волну». Она проявляется в резком увеличении числа людей, страдающих опасными для жизни пищевыми аллергиями как в развитых, так и в развивающихся странах, особенно у детей.
Около 40% детей с пищевой аллергией имеют аллергию более чем на один продукт. У бóльшего числа детей, чем когда-либо, диагностируют пищевую аллергию, как и у все бóльшего числа взрослых, на продукты, которые ранее были безопасны для них. Также повышается тяжесть аллергических реакций: за последнее десятилетие в отделениях неотложной помощи больниц наблюдался огромный рост числа госпитализаций с анафилаксией. Наряду с этим растет уровень аутоиммунных заболеваний, таких как диабет 1 типа и тиреоидит Хашимото.
Текущий прогноз таков, что к 2025 году половина всего населения Европы будет страдать от аллергических заболеваний.
Все дело в окружающей среде? Причины всплеска аллергий
Развитие иммунной системы
Начальное развитие иммунной системы ребенка связано с типом рождения и вскармливанием новорожденного. Пищеварительная система содержит значительную часть иммунной системы и является передовым барьером для внешнего мира. Грудное вскармливание и контакт кожа к коже – важный механизм для воздействия материнского микробиома на младенца. Младенец при рождении имеет незрелые системы органов, в том числе незрелые иммунную и пищеварительную системы. Из-за этого раннего развития иммунная система чрезвычайно уязвима для токсинов окружающей среды. Считается, что по сравнению со взрослыми иммунная система младенцев имеет в 3 –12 раз более повышенную чувствительность к токсичным веществам, многие из которых задевают и нервную систему и желудочно-кишечный тракт. Это воздействие может также иметь скрытый эффект, когда симптомы проявляются с задержкой, в том числе приводят к аллергиям.
Изменения в микробиоме
Изменение микробиома происходит от множество факторов даже повседневной жизни. Чем меньше младенец подвергается воздействию
антибиотиков в течение первых нескольких лет жизни, тем выше его шансы избежать аллергических состояний. Огромное влияние на микробиом оказывает особенности питания. Ферментированные и культивированные продукты как источник полезных бактерий не являются обычными компонентами современной диеты. Обычная часть многих диет сегодня – это обработанные продукты, которые сдерживают рост здорового микробиома.
Гигиеническая гипотеза
Поняв влияние бактерий на нашу иммунную систему, исследователи разработали
гигиеническую гипотезу. Современные дети подвергаются меньшему воздействию грязи, меньшему количеству микробов и большему количеству дезинфицирующих средств для рук. С уменьшением инфекций снижается микробное воздействие. Звучит только на поверхности хорошо. Однако, в развитых странах, где дети меньше подвержены инфекциям и меньшему количеству бактерий, выше уровень аллергии и аутоиммунных заболеваний.
Экологические токсины
Воздействие
экологических факторов продолжает расти в нашем мире. Дети из-за их меньшего размера и веса гораздо более восприимчивы к воздействию токсикантов, чем взрослые. Пестициды, в том числе содержащиеся в неорганических продуктах, снижают устойчивость к бактериальным, вирусным и паразитарным инфекциям, что приводит к иммуносупрессии. Одновременно они также приводят к реакциям гиперчувствительности и усиливают аномальные иммунные ответы. Младенцы, подвергшиеся воздействию гербицидов в возрасте до одного года, имеют десятикратно повышенный риск развития астмы в детстве. Экологические токсины, типа ПАУ и ПХБ, также вызывают иммуносупрессию. Загрязнение воздуха внутри помещений наносит вред фагоцитарной активности в дыхательных путях. Эпидемиологические исследования показали, что комнатные плесневые грибы связаны с повышенной распространенностью и ухудшением симптомов респираторной гиперчувствительности.
Аллергии и нейроразвитие
Отдельное внимание врачи уделяют аллергиям и пищевым непереносимостям при нарушениях развития. Об этом говорили зарубежные и российские специалисты на международной научно-практической конференции «Аутизм. Вызовы и решения» в рамках секции «Пища для ума: практическая работа», поддержанной российским брендом детского питания «ФрутоНяня», продукты которого имеют клинически доказанную гипоаллергенность (исследование проводилось в Национальном медицинском исследовательском центре здоровья детей). На ней выступили знаменитый врач-аллерголог и нутрициолог Кармело Риццо, профессор университета Niccolò Cusano в Риме, научный руководитель International Academy of Clinical Nutrition (A.I.Nu.C.) и Наталия Устинова, психиатр, руководитель отделом социальной педиатрии и организации мультидисциплинарного сопровождения детей в НКЦ №2 ФГБНУ РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского (ЦКБ РАН), главный научный сотрудник Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков имени Г.Е. Сухаревой совместно с Лейлой Намазовой-Барановой, детским врачом-аллергологом, руководителем НИИ педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН, главным внештатным детским специалистом по профилактической медицине Минздрава России.
Но если пищевая аллергия проявляется сразу в виде конкретных симптомов ( на коже – крапивница, анафилактический шок; на слизистых – ангионевротический отек), а также может диагностироваться благодаря выработке антител IgE, то с пищевой непереносимостью все куда более сложнее.
«Пищевая непереносимость возникает, когда у человека развивается хроническое воспаление при употреблении обычной пищи, которую он чаще всего ест. Это может быть иммунным ответом, однако не связано с IgE. Важно отметить, что пищевая непереносимость не зависит от количества съеденной пищи. Ее реакция часто отсрочена, проявляется в течение 72 часов, а симптоматика может выглядеть как другое заболевание», – говорит доктор Кармело Риццо.
Чем может «прикрываться» пищевая непереносимость (из презентации Кармело Риццо):
- Со стороны нервной системы: головная боль, низкая концентрация, депрессия, гиперактивность, переменное настроение, постоянная слабость.
- Со стороны мочеполовой системы: раздражение влагалища, циклический цистит, энурез.
- Со стороны дыхательной системы: заложенность носа, ринит, синусит, астма, бронхит, отит.
- Со стороны мышечной системы: боль в суставах, ювенильный артрит, мышечные судороги.
- Со стороны ЖКТ: тошнота, аэрофагия, метеоризм, диарея, гастралгия, синдром раздраженной толстой кишки, болезнь Крона.
- Со стороны покровной системы: экзема, кожная сыпь, бледность лица, псориаз, акне.
«Детям с аутизмом свойственны нарушения пищевого поведения и особенности питания», – говорит Наталья Устинова.
Эти нарушения выражены в виде:
- Селективность в еде (строго ограниченные продукты, ограничение продуктов по цвету, текстуре, запаху, форме).
- Проблемы с глотанием, жеванием, осанкой и поддержкой во время еды.
- Проблемы с самостоятельным приемом пищи
- Пикацизм
Из-за пищевой избирательности дети с РАС имеют более бедный рацион, предпочтение сладкой или жирной пищи и низкое потребление овощей и фруктов. То есть, согласно Кармело Риццо – они в группе риска по пищевым непереносимостям.
При этом Кармело Риццо предостерег родителей от похода к врачам, которые назначают пациентам огромное количество тестов на разные аллергии и непереносимости.
«Мне не нужно делать 200 тестов, чтобы найти ответ. Мне нужно время, чтобы составить портрет пациента. Что он ест, каковы его пищевые привычки и пищевое поведение, из какого он региона, какова культура питания там. Люди в Абу-Даби по сравнению с европейцами, например, имеют разные рационы и это важно учитывать. Часто можно встретить списки правильных и неправильных продуктов. Это неверный подход. Воспаление вызывают те продукты, которые мы чаще всего употребляем в пищу», – говорит Кармело Риццо.
Также он подчеркнул, что диеты при непереносимостях не нужно держать всю жизнь. Он рекомендует постепенно возвращать продукт, а во время его отсутствия в рационе – искать его альтернативу. Толерантность возвращается, если непереносимость была вызвана определенной формой воспаления. Доктор выступает против бездумных диет и пищевых добавок. Закрывать дефициты питательных веществ и витаминов нужно только доказав, что они действительно есть. Дисбаланс в обратную сторону может привести к тяжелым последствиям.
Тест на непереносимость, по мнению Кармело Риццо, можно сделать и матери, чтобы она во время беременности избегала опредленных продуктов и это не влияло на плод. Тогда возможность избежать их у ребенка повышается. Важность питания матери подтверждают Наталия Устинова и Лейла Намазова-Баранова.
«Питание матери в дородовой период и питание ребенка в первые 2 года жизни являются решающими факторами нейроразвития и психического здоровья ребенка на протяжении всей жизни. Ключевые питательные вещества, способствующие нейроразвитию, включают белок, цинк, железо, холин, фолат, йод, витамины A, D, B6 и B12, а также длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты. Их недостаток в критический период развития мозга может привести к пожизненному дефициту функций мозга, несмотря на последующее восполнение питательных веществ», – говорится в их докладе.
Что делать?
По данным Всемирной организации по аллергии, необходимо улучшить маркировку пищевых продуктов во всем мире. Существует также потребность в дополнительных клинических знаниях, а также в ресурсах для лечения пищевой аллергии, включая доступность жизненно важных лекарств, таких как эпинефрин (адреналин).
Знания о микробиоме увеличиваются с каждым днем. Крайне важно создать микробиом в младенчестве и продолжать укреплять его здоровье. Добавление пробиотиков, в том числе пробиотиков на основе ферментированной пищи, имеет решающее значение для поддержания микробиома. Органические продукты с минимальной обработкой, которые даются детям в раннем возрасте вместе с ферментированными и культивируемыми продуктами, имеют важное значение.
Следить за качеством продуктов и критически относятся к пищевой индустрии. «Мы также должны говорить о химическом составе, о добавках, о подсластителях, о том, как они используются в пищевой индустрии. Это очень опасно. Мы видим, как дети реагируют на пищевые добавки, распространенные в современной еде из супермаркета. Есть исследования, показывающие связь между этими добавками и симптомами СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности)», – говорит Кармело Риццо.
«Согласно существующей литературе, пренатальное воздействие пестицидов влияет на нейроразвитие путем воздействия на генотип гена PON1, который впоследствии изменяет активность POase и ARYase», – говорится в докладе Наталии Устиновой и Лейлы Намазовой-Барановой. Они выделили следующие потенциальные решения:
- Сокращение добавленных сахаров и соли
- Оптимизация жирового компонента
- Использование разрешенных компонентов для создания более привлекательных органолептических качеств продуктов питания
- Внимание к вкусовому разнообразию и новым пищевым ингредиентам с функциональными свойствами – расширение ассортимента (чиа, киноа, амарант и др.)
- Интерес к «здоровым закускам» (рост производства на 100% за последние 5 лет – крекеры, сухарики, батончики, зерновые и овощные «чипсы» и др.)
Последний пункт не самый простой не только для детей с аутизмом, но и для всех детей, поэтому Кармело Риццо часть своего доклада посвятил стратегиям обучения пищевому поведению.
- Главное – презентуйте еду именно для детей. Варьируйте подачу, например, сырые или вареные овощи, нарезанные полосками, кубиками или тонкими ломтиками. Используйте разные детские формы для нарезки, например в виде звезд.
- Выбирайте новую пищу среди тех, которые имеют сенсорные характеристики, предпочитаемые ребенком. Понаблюдайте, какие текстуры, цвета и запахи нравятся вашему ребенку.
- Угощайте здоровой едой братьев, сестер или одноклассников, которые с энтузиазмом едят ее, чтобы показать пример.
- Никогда не добавляйте новую еду тайно.
- Играйте в кухню с детьми, из песка или глины делайте разные блюда вместе. И вообще, подходите к процессу с помощью игры. Дети любят играть.