Корабли как раз не взрываются. По крайней мере я не знаю ни одного случая.
А вот ракеты — те да, те так умеют. Причина более-менее универсальна: топливо и окислитель попадают куда-то не туда и воспламеняются; конкретные детали зависят от конкретной конструкции.
Например, Н-1
взорвалась на старте из-за падения на стартовый стол после отключения двигателей. А те отключились после сбоя в одном из двигателей и недостатков в системе управления.
Взрыв же
"Союза-У" с "Союзом Т-10-1" (корабль тоже "Союз") в качестве полезной нагрузки произошёл, цитирую, из-за "во время выполнения предстартовых процедур за 90 секунд до запланированного старта вышел из строя клапан «ВП-5», отвечавший за смазку в системе подачи топлива в газогенераторы турбонасосных агрегатов блока «В» первой ступени ракеты-носителя. Это привело к перегреву, а затем и к возгоранию насоса, что вызвало взрыв топлива".
А недавний взрыв Falcon 9 FT со спутником связи — случившийся ещё до старта — случился, снова
цитата из Википедии, " в области бака с жидким кислородом второй ступени во время закачки топлива, за 8 минут до запуска двигателей. В ходе расследования было определено непосредственное место происшествия — один из трёх баллонов сжатого гелия (англ. composite overwrapped pressure vessel, COPV), который используется для создания рабочего давления в топливном баке с жидким кислородом второй ступени. Стенки баллона состоят из внутреннего алюминиевого слоя, покрытого внешним слоем из углеволокна. При обследовании найденных после взрыва других баллонов, были выявлены прогибы внутреннего слоя. Наиболее вероятной причиной аварии названо скопление жидкого кислорода в образовавшихся полостях между слоями стенки баллона в местах прогибов. При повышении давления жидкий кислород в полостях оказался заблокированным и мог вызвать воспламенение из-за трения с углеволокном. Низкая температура гелия при заправке могла привести к замерзанию кислорода в полостях и образованию его твёрдой формы, что повышало вероятность воспламенения при трении".
В общем, детали везде разные. У "Челленджера" подвели твердотопливные ускорители, на "Протоне-М" с ГЛОНАСС в 2013 году неправильно подключили датчики, определявшие отклонение ракеты, ну и так далее, и тому подобное.