Приношу извинение за краткое и без ссылок изложение ответа, так как, быть может, Вас интересует именно литературно-исторический анализ. На него у меня, к сожалению не найдется времени.
В заключение своего ответа я хочу познакомить Вас с некоторой моделью, имеющей отношение к этому вопросу, берущей начало из Теории Амбивалентной Генерализации, философскую часть которой я пытаюсь развивать с 2014г.
Итак, идеалистические истоки понятия «Сознания» просты: имеется два мира, как две обкладки конденсатора, поэтичнее всего сравнение «Земля» и «Небо», где Небо – это мир Идей, а Земля - мир Материи. Это, так сказать, исходная данность.
«Сознание» - есть понимание, способность восприятия, понимание существования именно такого разделения, порождаемого как осуществление некоторой проекции мира Идей на мир Материи, даже без рассмотрения сакраментального вопроса о первичности того или другого.
У этого построения имеется две возможности: единовременное наделение части Материи Сознанием, которое затем как-то «перетекает», сохраняясь в материальном мире (то есть своеобразная теория Большого взрыва для мира Идей) , или наоборот, постоянное наделение Материи, то есть её частей, Идейными компонентами, имеется в виду – сопровождающее участие мира Идей в «обслуживании» мира Материи. Конечно, второе представление в некоторых случаях сопровождается дополнительными «рюшами»: Сознание может «возноситься» в мир Идей на время, а потом «высеваться» в материю снова.
Думаю, что анализ вышесказанного и описание проекции того или другого подхода на любые стороны действительности у многих философов приведён более совершенным образом , чем это мог бы сделать я.
Перехожу к своей интерпретации, основанной на материалистическом концепте.
Я считаю, что принятая в настоящее время как основополагающая в мироописании Метафизика не берёт во внимание, и не считает популяционную структуру окружающего мира важной базисной сущностью, рассматривая только атомарность и , допуская со «многими оговорками, дополнительно полевое строение окружающего пространства.
Популяционность даёт возможность полностью построить непротиворечивый концепт окружающей действительности и снятие противоречий между Идеализмом и Материализмом.
Сознание, в этом подходе рассматривается как восприятие популяцией внешнего мира, то есть ассимиляция популяции к внешним условиям при взаимодействиях с внешними популяциями, является отражением Материалистического концепта, а именно «Теории отражения».
Теорией Амбивалентной Генерализации, то есть Популяционной теорией, предполагается, что помимо атрибутов внешнего взаимодействия, члены популяции наделены атрибутами внутрипопуляционного взаимодействия. Это позволяет подняться над линейностью атомарной концепции Метафизики и получить всевозможные отклики популяций на внешние воздействия.
Теперь, обсуждая мир Идей, можно утвердить как единичную идею, как «квант», «кирпичик» идейного воплощения всего окружающего мира, готовность внешнего взаимодействия члена популяции за счёт каждого его внутреннего атрибутивного свойства.
Вместе с этими построениями автоматически находится носитель для законов Диалектики. Диалектика становится выразителем универсальных свойств популяционных взаимодействий.
То есть Сознание спускается на Землю, оно становится естественным и неотъемлемым свойством всех и любых материальных популяций. С этим выводом человеку придётся проститься с уникальностью своего Сознания.
А вот Разум, это специальная популяционная надстройка, достаточно высокоорганизованная. Лучшая из известных - нейронная сеть головного мозга человека, но это не единственная возможность. Об этом – не сейчас.