Самобытный талант тем и самобытен, что долгими упражнениями или методом проб и ошибок, актер или писатель нашел свой путь в творчестве.
Их формировало место и время? Если мы обсуждаем гипотетическую свободу: да, нет же.
Иначе они бы сформировались мгновенно в некий момент своей жизни. Вот так в детстве проснулся четырехлетний Александр Сергеевич и уже каждая грань таланта будущего, простите, тому моменту соответствующего Пушкина уже наготове, чтобы проявляться? Или нет?
В. А. Сухомлинский: формирует каждое мгновение жизни, каждый человек, с которым формирующаяся личность взаимодействует.
Если продолжить мысль Сухомлинского, то жизнь, которая каждого из нас формирует, начиная с детства, выступает, как бы это сказать, в качестве книги, в отношении которой, как известно, с каждым прочтением появляется новое впечатление от прочитанного.
Формирование характера личности - это как шахматная партия, которая характеризуется процессом развития фигур, которому (развитию) предшествует, при начальном положении фигур в начале игры, весьма ограниченный набор вариантов ходов.
Ограниченность вариантов -мало свидетельствует о возможности и наличии свободы.
А если бы Пушкин не имел детского опыта общения с Ариной Родионовной? А если бы у Александра Сергеевича не было первых четырех лет жизни в обстановке исключительно французского языка и общения на нем, это был бы все равно Пушкин, как носитель того творческого дара, без которого мы его себе сегодня не представляем?
Если есть свобода выбора, почему во всем идут постепенно и от простого к сложному в освоении нового?
Критические нагрузки, к примеру, в ситуации тренировок спортсмена - это, без сомнения, не запредельность уровней и планок, за которых следует бороться, а всего лишь приказ самому себе сделать чуть больше, чем в состоянии и по силам, всего лишь в сравнении с прошлым разом.
Человек как деградирует, так и развивает свои способности постепенно.
Не получится запланировать дату и момент роста таланта через n-количество единиц времени, без планирования этапов освоения. Не получится запланировать свое перерождение в плане мастерства, чтобы это не было обусловлено ходом различных по важности и объему процессов становления и формирования.
Не зря, один из методов освоения нового - это разбить сложную задачу на отдельные элементы, и проработав тщательно и многократно каждый в отдельности, заняться в дальнейшем их объединением, чтобы освоить в целом для окончательного закрепления успешного освоения.
Напомню, кром этого, высказывание Луначарского: почему без подготовки? я к этому готовился всю жизнь.