Как это работает в жизни? Человек «вызывает дождь» или приносит «жертву», чтобы немедленно разрешить одну конкретную проблему: сменить работу, найти партнера, родить ребенка, - не учитывая при этом целой картины (экономическая ситуация, семейная динамика, контекст отношений). Он хочет изменить условия, чтобы они благоприятствовали его решению, тогда как мудро было бы принимать решения, соответствующие условиям системы. Не «просить» дождя в июле, ребенка в несчастливом браке, нового партнера, живя в одной комнате с мамой. Каким изменениям способствуют условия сейчас? И время ли сейчас для изменений? С другой стороны: вместо того, чтобы пробовать влиять на единичные проблемы, стоит попробовать увидеть системность в их возникновении. Если каждый месяц я «молю богов» прекратить ссоры с мужем, могу ли я увидеть, что на самом деле это не единичные ситуации, требующие вмешательства здесь и сейчас, а часть системы взаимоотношений, служащая, как любая часть системы, какой-то функции? Если человек сезон за сезоном не получает ответа на свои мольбы об урожае, однажды он принимает решение переехать на другое место или засеять неплодоносящее поле другой культурой.
2. Спонтанная воля vs сообразность. Более поздние верховные боги - это боги-завоеватели (Зевс-бык, силой берущий Европу; Зевс-громовержец, своевольно развязывающий войны). Это боги спонтанных волевых актов и упорства. Небесные боги-творцы предлагают стратегию действий в соответствии с природой: своей природой и способом, которым она взаимодействует с природой вещей. Это выбор «жрец или воин»: предсказание развития событий и естественное включение себя в их течение или завоевание своего места. В логике небесных богов теряют смысл идеи конкуренции, завоевания, победы и поражения: все существует на своём месте, будучи приведено в соответствие с мировым порядком, в котором всему есть место. Упорствовать в никак не удающемся деле, преследовать не показывающего интереса партнера, «завоевывать» внимание, «заставлять» принять себя - это характеристики воинственных богов, пришедших на смену богам небесным. Где в жизни на место спонтанным, не соотносящимся с реальностью проявлениям воли может прийти подход, основанный на внимании к природе вещей?
3. Созерцательность vs подвижность. Чтобы увидеть систему за единичностью и сообразность за спонтанностью необходимо войти в состояние созерцания: это естественное состояние человека, оказавшегося на вершине - смотреть на мир сверху. В психотерапии это состояние можно описать в терминах метапозиции: выйти из чрезмерной включенности в собственную жизнь, взглянуть на нее с высоты. Современный ритм жизни редко предполагает созерцательность, когда так высоко ценится скорость. Когда нужно просто остановиться и посмотреть на то, что происходит? Когда вечное движение превращается в движение по кругу? «Выйди и встань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдёт, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня - веяние тихого ветра (3 Цар.19)» функциональные боги (грозы, ветра или молнии) - это боги действий и происшествий: небесного беспокойства. Древнейшие небесные боги - это бог ясного неба, отсутствия волнений.
Каждый обряд инициации, включающий подъем на вершину горы, - это ритуальная смерть, временное умирания для рутины собственной жизни, выход в иное пространство: пространство глядения и недеяния. В египетском и ассирийском языках глагол «умирать» передаётся выражением «ухватиться за гору»: мы ухватываемся за гору в попытке выйти на другой уровень восприятия - чтобы в итоге выйти на другой уровень жизни. Мышление неба - это мышление, обращенное вширь и вверх: в необозримое пространство, в бесконечность космоса. Вознесение над уровнем человеческой жизни, доступное всем.