Память и история в кино: исследователи из проекта «Стадиз» отвечают на вопросы
1. Уместно ли авторское видение в историческом кино?
Любое кино — это в первую очередь авторское высказывание. Даже при создании документального фильма режиссер неизбежно сталкивается с проблемой отбора сохранившихся пленок и других материалов, монтирует кадры согласно своему видению. Авторский взгляд обязательно проявляется в выборе темы, замалчивании каких-то ее аспектов или, наоборот, акцентировании внимания зрителя на каком-то вопросе. При этом в отсутствии объективности нет ничего страшного, потому что никакой «чистой» истории не существует — это скорее конвенциональный нарратив, сложившийся в результате исторической политики. Кино же может дать новую пищу для размышлений, критическую трактовку, открыть поле для дискуссии.
2. Как работать с темой, вокруг которой идет полемика: нужно ли давать обе точки зрения или только ту, которой придерживается автор?
Точек зрения всегда больше, чем две, поэтому здесь все зависит от темы, авторского замысла, задачи фильма как коммеморативного акта. Автору кино на острую историческую тему необходимо ясное понимание того, какие вопросы он поднимает своим произведением и какие ответы на них дает. Фильмы режиссера Сергея Лозницы, обладая своей спецификой и узнаваемым авторским почерком, могут служить образцами работы со сложными темами прошлого.
3. Какие особенности метода Лозницы можно выделить при работе с памятью?
Главная особенность метода Лозницы — максимальная, можно сказать, провокативная отстраненность. Режиссер как будто случайно оставляет камеру наедине с объектом своего изучения, а потом так же оставляет наедине с отснятыми кадрами зрителя, ничего ему не объясняя. Отсутствие прямого авторского комментария погружает нас в собственные эмоции и вынуждает интерпретировать увиденное, опираясь на свой опыт. Полученный вывод затем можно сравнить с мнением режиссера, которое часто выражено короткой фразой перед конечными титрами.
Другой важной особенностью метода Лозницы является его работа с Big Data в истории — массивами кинохроники, в которых он как историк-архивист находит кадры, заново собирает и интерпретирует их, открывая то, чего не было видно ранее.
4. Насколько кинохроника является достоверным документом?
Не существует абсолютно недостоверных источников: даже если перед нами откровенно пропагандистский и постановочный материал, он содержит огромное количество информации о времени своего создания, заказчиках и авторах. Те, кто исследует затем такую кинохронику и использует в своих фильмах, как это делает Лозница, предстают деконструкторами, разбирающими и заново интерпретирующими эти кадры. Умелое применение кинохроник может создать эффект разорвавшейся бомбы, чем Лозница успешно пользуется.
5. Почему важно посмотреть «Бабий Яр. Контекст»?
Сергей Лозница ввел в оборот новый источник не только для историков, но и для исследователей памяти. Он создал эпическое полотно, построенное на уникальных кинохрониках и позволяющее увидеть повседневность машины уничтожения и забвения. «Бабий Яр. Контекст» позволяет увидеть страшные события войны — от погрома во Львове до Куреневской трагедии — без навязчивого рассказа о том, как это было, чтобы дать зрителю возможность сделать выводы самому.
Спасибо исследовательскому проекту «Стадиз», который согласился ответить на вопросы команды ЦДК и помог разобраться со сложной темой памяти в киноискусстве❤️