Духовенство на Руси, как и в любой другой христианской стране, жило за счёт эксплуатируемого населения. Не надо забывать, что церковные иерархи, от настоятеля прихода - до митрополита всея Руси, прежде всего, были феодалами. От светских господ их отличало только то, что свой духовный сан священнослужители не могли передавать по наследству.
Зачастую храмы и монастыри самовольно присваивали себе земли крестьян-общинников и княжеские грамоты лишь оформляли права церковников на захваченное ими. Широко были распространены и вклады "на помин души", когда светские феодалы передавали во владение церкви деревни, сёла, а то и целые города (в полной собственности церкви находились, например, Алексин и Гороховец).
Церковные иерархи имели в своём подчинении собственные дружины, с одной стороны обязанные выступать в поход по требованию великого князя, а с другой - осуществлявшие полицейские функции на принадлежавших церкви территориях. Поместья церковным дворянам выделялись, конечно же, из церковных земель.
Именно с церковных владений начался процесс закрепощения крестьян на Руси. В середине XV века право ограничения на переход крестьян к другому землевладельцу было даровано белоозёрским князем Михаилом Андреевичем Ферапонтову монастырю и великим князем Иваном III - Троице-Сергиеву монастырю.
Феодальной эксплуатацией крестьян доходы духовенства не ограничивались, но это был главный их источник. Кроме оброков, барщины и прочих крестьянских повинностей источниками прибылей были судебные и таможенные пошлины, торговля, ростовщичество и т.д. и т.п. Одним словом, всё, как у светских феодалов. Только под лозунгами того, что деньги и прочие материальные ценности идут "святой Троице", "пречистой Богородице", "святой Софии" и т.п.