Ну, если с самого начала, то православные священники на русской земле появились задолго до официального Крещения Руси. Это объясняется тем, что первые христианские миссионеры уже с середины X века проникали в наши земли и распространяли Благую Весть среди народа. Первыми, кто принял христианство в Киевской Руси, были представители знати, дружинники и купцы. Началось строительство храмов, по крайней мере об одном из них мы точно знаем - киевская церковь Ильи пророка впервые упоминается в летописях с 944 года. Сама княгиня Ольга, бабка Владимира Святославовича, как мы знаем, приняла Крещение в Константинополе в 955 (957) году, и известно, что в её свите был некий священник Григорий.
Так откуда же могли появиться первые священники в Древней Руси? Исследователи предполагают, что это могли быть болгарские священники, ведь наши братья славяне приняли православие ещё в 865 году. Это косвенно подтверждается тем, что в первых летописных текстах заметно ощущается влияние болгарской лексики. И только после создания Киевской митрополии на русской земле появились греческие священники во главе с митрополитом.
Священство на Руси обладало особенными правами и привилегиями. Церковнослужители были освобождены от казённой службы и от государственных налогов, повиновались только церковному суду и иерархам. Постепенно в рядах священников начали появляться и русские. И, хотя рукополагал новых батюшек местный епископ, их обучением и подготовкой занимался священник саном пониже, а кандидат в священники должен был некоторое время безвозмездно трудиться в хозяйстве своего "репетитора". Но в 1273 году эти работы были заменены единовременной выплатой, то есть деньгами, которые получал за свой труд наставник.
После создания князем Владимиром Церковного Устава Церковь получила право иметь одну десятую от всех княжеских доходов, в последующем получившее название "церковная десятина". Обычные приходские священники существовали за счёт местной общины, но также им оказывали поддержку ктиторы - состоятельные люди, на деньги которых было либо осуществлено строительство храма, либо они помогали на постоянной основе какому-либо из приходов. Ктиторами чаще всего были князья, бояре и купцы.
Существовала и особая форма пожертвований в пользу храма, называемая руга, наподобие однократной милостыни церквям и монастырям, которая со временем превращалась в постоянную плату прихожан. В дальнейшем её даже стали оформлять в виде специальной "ружной грамоты", в которой были указаны все даты и суммы взносов.
Также церквям и монастырям принадлежали огромные земли, которые обрабатывались и приносили немалый доход. Священникам не возбранялось получать пожертвования за "требу" - церковный обряд по просьбе верующих, которая была, как и сейчас, добровольной, и её сумма зависела от кошелька прихожанина.
Таким образом, можно сказать, что в первые десятилетия своего существования на Руси Православная Церковь и её пастыри жили в основном за счёт собственного труда и добровольных пожертвований своей паствы. Собственно, так же как и сейчас...