Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Правда ли, что античное (греческое и римское) рабство было далеко не так ужасно, как учили в СССР?

ИсторияФилософия+3
Павел Боборыкин
  ·   · 40,4 K
Историк по образованию; путешествия и фесты. Пишу...  · 6 дек 2021  · a-l-e-j-o.livejournal.com
Главный миф, который пошёл из советской историографии - то что рабами было абсолютное большинство населения. Там же надо было всю историю представить как одну сплошную классовую борьбу между угнетателями и угнетёнными, и для этого многое значительно упрощалось и притягивалось за уши. Т.о. по марксистской мифологии Древний мир и Античность - рабовладельцы и рабы (то, что древний Восток вообще выпадает из этой обоймы, признавали вполголоса, и очень неохотно), Средневековье - феодалы и крепостные, Новое и Новейшее время, соответственно - буржуазия и пролетариат.
В Древней Греции, так или иначе всегда оставался значительный процент свободного или полусвободного населения. В Древнем Риме рабы точно не составляли даже какого-то большинства.
А положение ОЧЕНЬ сильно зависело от конкретной ситуации, и от места; а вариаций были тысячи. Тут можно и целое сочинение написать, но постараюсь, однако, выделить основные моменты.
Тем, кто оказался рабами в сельском хозяйстве, на добыче полезных ископаемых, борделе, или, скажем, на мельнице, было действительно хреново, да так что и у скотины иной раз жизнь была получше.
Великие боги, что за жалкий люд окружал меня! Кожа у всех была испещрена синяками, драные лохмотья скорее бросали тень на исполосованные спины, чем прикрывали их, у некоторых короткая одежонка до паха едва доходила, туники у всех такие, что тело через тряпье сквозит, лбы клейменые, пол головы обрито, на ногах цепи, лица землистые, веки разъедены дымом и горячим паром, все подслеповаты, к тому же на всех мучная пыль, как грязно-белый пепел, словно на кулачных бойцах, что выходят на схватку не иначе, как посыпавшись мелким песком.
  • так описывает рабов на мельнице Луций Апулей в своём знаменитом произведении "Золотой осёл"/Метаморфозы". Справедливости ради, на мельницу отправляли самых проштрафившихся рабов.
Есть известное заблуждение, что-де у окружающих средиземноморские цивилизации варваров отношение к рабам было значительно мягче, чуть ли не как к членам семьи, но это несколько не так. Проведённый анализ останков рабов, работавших на галльском руднике, показал, что жизнь их была крайне тяжёлой, и недолгой.
Но с другой стороны, были совсем другие категории рабов. Скажем, в Древней Греции были общественные рабы, и их жизнь куда как была лучше, иногда мало отличаясь от той, что у свободных неграждан. В Афинах функции современных омоновцев и росгвардейцев осуществляли скифы-лучники (по-видимому, там были представители и других национальностей) - рабы. Но, сами понимаете, что для такой работёнки нужно быть в хорошей физической форме, и ровном настроении. Вообще, в Афинах рабам было несравненно лучше, чем в других полисах, и даже говорят, что на улице их было не отличить от свободных. А в Спарте илоты вроде как рабами не были, но любого из них во время так называемых криптий (это отдельная тема из спартанской истории, где всегда была очень "своя атмосфера") могли заколоть в профилактических целях.
У рабов-ремесленников, администраторов на хозяйственных должностях, прислуги, была возможность скопить средства, (в том числе, и заведя своё небольшой бизнес), и со временем выкупить себе свободу. Так проходила социализация и вливание в общество значительной части потоков мигрантов (туда же далеко не все направлялись добровольно) извне в Римской империи. Вообще, зажиточные вольноотпущенники, которые живут куда как размашистее вольных уроженцев - распространённая тема для древнеримской литературы. Взять хотя бы "Сатирикон" Петрония Арбитра. Одна из самых знаменитых сцен там - "Пир Трималхиона". Богатый вольноотпущенник собрал таких же как он, а свободные главный герой и его товарищ лишь довольствуются крохами с его стола, вынужденные слушать его разглагольства "за жизнь". Тут, правда, есть один момент: Трималхион открыто вспоминает о том, что его для сексуальных утех, когда он был рабом, использовали и хозяин, и хозяйка - так что идеализировать жизнь тех, кто прислуживал в домах богатых римлян, явно не стоит.
Впрочем, и в сельском хозяйстве ближе к концу Римской империи (если иметь в виду Западную), на смену массовому использованию рабов приходит колонат. Часть рабов сближается с колонами по своему положению. Со временем (уже в Раннем Средневековье) колоны и рабы сливаются в класс зависимых крестьян.
1 эксперт согласен
Я филолог-германист, специалист в области...  · 17 апр 2022
Положение рабов в древних Риме и Греции было разным. Точно так же, как отличается положение наемных работников в современном мире. Большим заблуждением является считать, что армия рабов в древнем мире пополнялась... Читать далее
Сфера увлечений-все из социальных наук.  · 5 дек 2021
Все зависит от периода а так же количества рабов на рынке труда. Как правило со временем в среднем положении улучшается. Сперва нельзя в рабство уводить граждан, потом нельзя уже совсем без причины наказывать и тд. Частично... Читать далее
1 эксперт согласен
Так это одно и то же.Что раб,что крепостной .Отличие только в способе получения,рабы получались после побед в... Читать дальше
Я работающая пенсионерка, конструктор с...  · 6 дек 2021
Рабство ужасно любое, думаю, что античное не было исключением, но просто качество жизни свободного малоимущего и раба отличалось не так сильно, как в последующие века.
Да, ужасно. С точки зрения людей, сложившегося всего лишь за последние 100-150 лет. А так, "любой раб мечтает о... Читать дальше
пенсионер  · 3 мая 2022
Категории рабов в Древнем Риме и Греции были разные. Были т.н. домашние рабы, которые обслуживали хозяина. Хозяин вполне мог обеспечивать своим домашним рабам вполне сносное существование. Хуже жили сельскохозяйственные рабы и... Читать далее
Рабство это всегда ужасно. Сейчас класс собственников очень заинтересован в дешёвой/а лучше бесплатной / рабочей силе. Отсюда и эти заказные статейки. Рабство превращает человека в предмет купли-продажи,вещь, домашнее животное... Читать далее