Личность Франца Фердинанда была действительно очень неоднозначной, а большая часть прижизненных (или сразу после смерти) оценок давалась его политическими противниками. Он не встретил понимания среди родственников из-за морганатического брака (нарушил же правило, что "жениться по любви не может ни один король"), а его идея преобразования дуалистической Австро-Венгрии в триалистическую Австро-Венгрию-"Славянию" (Соединенные Штаты Великой Австрии) не находила поддержки ни среди немцев и венгров, ни среди славянских националистов (желавших не автономии, а независимости). В итоге дядя Франца Фердинанда по поводу его смерти сказал:
Господь не терпит, когда ему бросают вызов. Всевышний восстановил порядок, который я сам уже не мог поддерживать.
А вот слова одного малоизвестного на тот момент австрийского художника, когда он узнал об убийстве эрцгерцога:
сначала охватила тревога, не убит ли он немецкими студентами, у которых вызывала возмущение систематическая работа наследника над славянизацией австрийского государства... Но когда я узнал имя предполагаемого убийцы, когда мне сказали, что убийца, безусловно, серб, меня охватил тихий ужас по поводу того, как отомстил эрцгерцогу неисповедимая судьба. Один из самых видных друзей славянства пал жертвой от руки славянских фанатиков.
Поэтому следует признать, что оценки современников не могли не быть очень предвзятыми, а потому вряд ли стоит безоговорочно им доверять.
Что же касается историков, то сейчас существует две противоположные точки зрения:
- Франц Фердинанд - один из самых ярых милитаристов, готовивший совместно с наследником германского престола Вильгельмом план по завоеванию Европы (встреча 12 и 13 июня 1914 г. в Конопиште).
- Франц Фердинанд - один из наиболее умеренных политиков в Австро-Венгрии, который всячески стремился к сохранению мира, который был необходим ему для реализации своей идеи триализма.