Первые лет десять советской эпохи авангардисты приложили довольно много усилий к переосмыслению русской литературы с критических позиций и, вполне возможно, что где-то в альтернативной вселенной сейчас литературный канон состоит сплошь из авангарда, и повсюду вместо бюстов Пушкина стоят супрематистские кубики в честь Маяковского.
Но этого не произошло, потому что Сталин и его назгулы затеяли чистку от "левого уклона", в рамках которой русский авангард был насильно забыт, его деятели либо переключились на воспевание режима, либо поехали валить лес, если дожили до вынесения приговора. Обычно, этот момент как бы упускается, потому что авангардная поэзия довольно тяжелая для восприятия и не так наглядна, как архитектура, где в споре рационалистов и конструктивистов победили неоклассики. Кроме того, русские авангардисты не приобрели политического значения, как их украинские коллеги, и культовый статус получили только отдельные личности, например, Хармс.
После того, как сталинисты уничтожили авангард, возникла необходимость в наполнении литературного канона. Поскольку Горького, РАПП и дружественных западных авторов типа Анри Барбюса для построения целостной картины не хватило, пришлось добавлять классово и идейно близких литераторов прошлого. Так, в бой пошли писатели-реалисты типа Чернышевского и Герцена. Когда оказалось, что Чернышевский и Герцен не пользуются большим спросом, в критические реалисты начали записывать всех подряд: Чехова, Гоголя и так далее. Достаточно, чтобы оные не писали откровенную мистику и периодически описывали страдание простого человека и/или героическую борьбу русского народа за все хорошее против всего плохого. Все это, в итоге, обозвали русской классикой, чтобы не вызывать когнитивного диссонанса, и начали издавать сумасшедшими тиражами -- лишь бы Булгакова и Крученых не читали.
Стоит ли наполнять курс литературы Донцовой и Акуниным -- вопрос дискуссионный. Но пересмотр важен, как минимум, по двум причинам:
Заставлять детей читать Льва Толстого и Достоевского -- аморально.
Есть множество хороших книг, которые остаются вне поля зрения.
Спасибо за шикарный ответ!
Хороший пример, что быть всегда правым невозможно и преобладание вкусовщины.... Жаль, что соседствуют столь разные высказывания:
умные - "Заставлять детей читать Льва Толстого и Достоевского -- аморально."
... и глупые - "Стоит ли наполнять курс литературы Донцовой и Акуниным -- вопрос дискуссионный. " О какой дискуссии может идти речь? - О том как отбить у миллионов желание читать, втюхав бред Булгакова и Крученых?
О такой дискуссии, что Донцова и Акунин тоже существуют и составляют существенный пласт литературы. И воротить носом от них, потому что-де низкий штиль - глупо. Советские типографии выдавали тоннами всякие письма и критику Достоевского -- у моей мамы было все собрание томов из 15, емнип, -- которые просто стояли на полке для красоты, потому что это мозголомная, тяжелая и не интересная литература. Зато Булгакова, первые издания ужастиков и детективы зачитали до стертых палитурок.
И Крученых тоже надо читать! Если семья смогла привить любовь и тягу к чтению - с чем, обычно, не справляется школа, - то рано или поздно заинтересуют и модернисты. Говорю по своему опыту: в школе боялся и ненавидел Хвылевого, а потом как-то заметил, что стал частью его культа.
Странно, что Пелевин не включен. Наш Жадан был даже у меня в школе, хотя он 1