Государственный исторический музей - главный нацио... · 17 мар 2023 · shm.ru
Ко дню рождения Михаила Александровича Врубеля
17 (5) марта 1856 года в Омске родился художник Михаил Александрович Врубель
Врубель работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративно-прикладных ремёслах, скульптуре и театральном искусстве. В Историческом музее хранятся несколько скульптурных произведений мастера. Некоторые из них можно увидеть в 35 зале постоянной экспозиции музея.
Блюдо декоративное «Садко»
Опера «Садко», премьера которой проходила впервые не на Императорской сцене, а в Русской частной опере С.И. Мамонтова в 1897 году, имела колоссальный успех.
В оформлении постановки принимали участие помимо основного художника К.А. Коровина, В.А. Серов, сделавший костюм для Варяга – Ф.И. Шаляпина, и М.А. Врубель, создавший эскиз костюма Волховы для Н.И. Забелы и «изумительно», по свидетельству Шаляпина, изобразивший морское дно.
Постановки оперы «Садко» произвели настоящую революцию в театральной жизни Москвы. Впервые на сцене оперные певцы не просто исполняли арии, а играли как драматические актеры в окружении ярких декораций, созданных В.М. Васнецовым и К.А. Коровиным.
Скульптура «Царь Берендей»
Представленная скульптура относится к известной керамической сюите, созданной М.А. Врубелем (1856–1910) в конце 1890-х годов на тему оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». С 1896 по 1902 год М.А. Врубель активно сотрудничал с «Русской частной оперой». М.А. Врубель в письме к Н.А. Римскому-Корсакову писал, что решил посвятить себя «исключительно русскому сказочному роду» благодаря влиянию композитора. С конца 1890-х годов, после ухода К.А. Коровина на Императорскую сцену, Врубель становится, по существу, основным художником театра. За время этой работы художник и его супруга, оперная певица Н.И. Забела, очень сблизились с Н.А. Римским-Корсаковым. Композитор почитал талант Надежды Ивановны; многие его произведения, в частности партия Марфы в опере «Царская невеста» была написана в расчете на ее голос.
Скульптуры, созданные уже в 1899–1900 годах, являются результатом увлеченной совместной работы, что, несомненно, делает их столь впечатляющими до настоящего времени.