Образование историческое. Специализируюсь на... · 11 февр 2023
Немного главного о Крестовых походах
Начну с самого важного. Крестовые походы это сложный и полифакторный процесс. Движение, которое длилось несколько веков, даже если мы ограничимся только «классическими» походами на Восток 1095 – 1291 годов. А мы это сделаем, потому, что иначе мне придется писать не кратко и неизбежно поверхностно, а готовить и читать несколько циклов лекций.
Главное, что я не устану повторять: причины Крестовых походов на Восток лежат в области религиозных идей и религиозной практики, прежде всего практики паломничества. Это, конечно, абсолютно не понятно и непривычно современному человеку, который даже если он, скажем, верующий христианин неважно православный или католик, все равно живет в секулярном обществе и мыслит совсем не так, как человек конца XI века.
К моменту начала Крестовых походов в католическом богословии сложилась концепция священной войны, которая развилась из идеи справедливой войны артикулированной еще у Святого Августина. Таким образом, практика паломничества вооруженных до зубов людей, потому что иначе живым в Левант не добраться, соединилась с идеей священной войны и произвела на свет крестоносное движение.
Среди узких профессионалов историков идут в основном дискуссии о том, что больше повлияло из этих двух основным факторов. Раньше были выступавшие за то или за другое, но, на мой взгляд. обе главных причины не столько противоречат друг другу, сколько друг друга дополняют. Еще многими специалистами обсуждается влияние движения Божьего мира как практики самоорганизации мирян под водительством Церкви для борьбы со злом и насилием. Некоторые исследователи также упоминают фактор эсхатологических ожиданий, хотя не совсем ясно повлиял ли на участников так называемый «страх тысячного года», все-таки прошел почти век. Но то, что средневековые христиане, в том числе конца XI века, жили с оглядкой на «Откровение» Иоанна Богослова это – несомненно. Как видите факторы сплошь религиозные. Некоторые также указывают на внутрецерковную политику и ситуацию, в которой конкретно был Урбан II в 1095 году. Другие отмечают, что нельзя сбрасывать со счетов момент политики Восточной Римской империи. Все-таки, до речи Урбана II было послание императора Алексея I Комнина.
Кстати говоря, мусульманские современники первых крестоносцев довольно быстро все осознали. Когда шок Первого крестового похода прошел, в их текстах более-менее четко зазвучал однозначный вывод (по смыслу): «Франки пришли и ведут против нас газават». Употребляю сам именно слово «газават» потому, что "джихад" в исламском богословии – понятие более многозначное. Все всё поняли. Религиозный фактор всегда имел значение в войнах между христианскими и мусульманскими государствами. Не зря же некоторые историки называют арабо-византийские войны «крестовыми походами до крестовых походов», а Реконкисту условно можно назвать «вторым фронтом крестовых походов». Но именно сами крестовые походы на Восток воспринимаются как священная война. И еще одно. Для сознания крестоносцев, с моей точки зрения, это было не завоевание, а отвоевание.
Самое поразительное, что понадобилась титаническая работа многих великих и выдающихся специалистов по крестовым походам прошлого века, чтобы историки, но, увы, не широкая общественность, наконец, увидели в источниках, то, что лежит в них практически на поверхности: Крестовые походы – это паломничество и священная война.
***
Иллюстрация: гравюра Гюстава Доре из знаменитой "Истории Крестовых походов" Франсуа Жозефа Мишо. Петр Пустынник проповедует рыцарям и народу перед Первым крестовым походом.