«Сице аз, протопоп Аввакум...»: протопоп Аввакум и его Житие
Сегодня вспоминаем второго моего «исторического краша» из XVII века. Протопоп Аввакум — личность выдающаяся и даже в чём-то одиозная. О нём и его творчестве написано множество научных трудов и несколько художественных произведений. К последним относятся повести «Огнепальный протопоп» Юрия Нагибина и «Огнепальный» Дмитрия Жукова, а также роман «Аввакум» Владислава Бахревского. Более того, этот человек стал одним из главных героев сериала Николая Досталя «Раскол» (кстати, очень всем рекомендую, даже несмотря на исторические неточности).
Чем же так замечателен Аввакум Петров?
В 2022 году его бы точно назвали оппозиционером, блогером-провокатором и политзаключённым. Многие знают его как лидера старообрядческого Раскола, яростного противника реформ патриарха Никона. Однако, помимо этого, Аввакум был выдающимся для своего времени писателем. Он создал множество писем семье и духовным детям, несколько серьёзных полемических и богословских сочинений и, конечно «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
Житие — уникальный памятник, выходящий за рамки традиционной агиографической литературы. Это первые мемуары до мемуаров, приключенческий роман с элементами фэнтези, а ещё — редкий для XVII века авторский текст, написанный «народным» русским языком, далёким от средневековых канонов. Биографию Аввакума мы знаем главным образом из его Жития. Поговорим о ней подробнее.
Протопоп Аввакум. Старообрядческая икона
Будущий расколоучитель родился в 1621 году в селе Григорово Нижегородского воеводства в семье священника. После женитьбы на дочери кузнеца Анастасии Марковне, ставшей ему на долгие годы, что называется, боевой подругой, и смерти матери был вынужден бежать в село Лопатищи. Там он был в 1642 г. рукоположен в диаконы, а в 1644-м поставлен в попы. Насколько справедливым было изгнание (и было ли это изгнанием?) — не известно.
В 1647 г. после конфликта с местными властями Аввакум с семьёй бежал в Москву, где познакомился с царём, царским духовником Стефаном Вонифатьевым и присоединился к кружку «ревнителей древнего благочестия» (кстати, о нём в прошлом году вышла отличная книга). Однако вскоре теперь уже протопоп был отправлен обратно. Дальше он осознанно и последовательно проводил в Лопатищах программу исправления нравов, из-за чего постоянно вступал в конфликты с прихожанами и «начальниками». В результате в 1652 г. Аввакум снова был изгнан из села, снова бежал в Москву, и на этот раз оказался поставлен протопопом в город Юрьевец-Повольский (нынешняя Ивановская область). Но и в Юрьевце он прожил всего «осмъ недѣль» (8 недель) и бежал уже без семьи.
На этот раз он был оставлен служить в Москве в Казанском соборе, настоятелем которого был его покровитель Иван Неронов. И в этот же период начинает проводить свои реформы патриарх Никон. Все несогласные подвергались преследованию. Помимо открытого сопротивления реформам, у Аввакума произошёл конфликт с местными священниками за право читать проповеди первым.
В итоге, после четырёхнедельного заключения в Андрониковом монастыре, 17 сентября 1653 г., «за ево многое бесчинство» протопоп был сослан «з женою и дѣтми» в Сибирь. «И колико дорогою нужды бысть, тово всево много говорить», — пишет об этом Аввакум. Сначала местный архиепископ устроил его служить в церкви в Тобольске, а потом протопоп был отправлен на Лену и далее под начальством енисейского воеводы Афанасия Пашкова в Даурию. Аввакум подробно описывает несчастья, произошедшие с ним и сопровождавшей его семьёй за десять лет пребывания с Пашковым: как переживали вместе голод, мерзли с сыновьями в темнице, терпели издевательства палачей воеводы.
Пафнутьев-Боровский монастырь в Калужской области, в котором долгое время держался Аввакум и погибла его духовная дочь боярыня Морозова
Но вот пришло время возвращаться из Сибири. В Москве Аввакум поначалу был благосклонно принят царём и какое-то время жил у своей духовной дочери боярыни Феодосии Морозовой. Тем не менее, отказашись принять никоновские реформы, протопоп вскоре был сослан с родными на Мезень (это в Архангельской области), а через полтора года с двумя старшими сыновьями возвращен в Москву, где десять недель держался в Пафнутьевом монастыре. После этого Аввакум в Крестовой палате Патриаршего дворца был допрошен властями, расстрижен и проклят (впрочем, прокляв никониан в ответ).
Семнадцать недель он содержался в Николо-Угрешском монастыре, затем «годъ без мала» снова в Пафнутьевом и после этого оказался в Чудовом монастыре на суде у Вселенских Патриархов. После того, как бывшего протопопа никакими средствами не удалось убедить принять новый обряд, он был отправлен с несколькими соратниками в Пустозерск — это исчезнувший город в Заполярье, нынешний Ненецкий автономный округ. Там Аввакум находился последующие почти 15 лет, ставшие самыми плодотворными в его творческой биографии. Именно в холодном Пустозерском срубе бывший протопоп написал Житие и большинство других произведений. 14 апреля 1682 г. (уже при новом царе Фёдоре Алексеевиче) «за великие на царский дом хулы» он был казнён сожжением.
Здесь можно пройти тест о жизни Аввакума — проверить себя и узнать больше интересного.
***
Литература
Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. Спб., 1900.
Гусев В.Е. Житие протопопа Аввакума — произведение демократической литературы XVII в. // ТОДРЛ / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); М.; Л., 1958. Т. 15. С. 380–384.
Елеонская А.С. Русская публицистика второй половины XVII века. М., 1978.
Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. М., 1995.
Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало Раскола / Пер. с фр. С. С. Толстого. М., 2011.
Словарь книжников и книжности Древней Руси: Вып. 3 (XVII в.), ч. 1 / Отв. ред. Д.С. Лихачев. Спб., 1992. С. 16–30.
Разлад и если напряженность растет, то раскол (давай разведемся и получим свое). Никон свободный, Аввакум счастливый (повод раскола ничтожный – чтобы молиться надо прилагать три перста или два перста). Если Никон либерал, то Аввакум консерватор
Аввакум и у меня,убежденного атеиста,вызывает глубокое уважение.Как и движение старообрядчества(и его предтеча,нестяжательство).Старая вера на компромиссы с властью не шла,принципы свои блюла строго.И в ней воспитались наиболее энергичные,яркие представители русского предпринимательства .Если бы не большевистский переворот,именно из великих староверческих фамилий сформировалась бы новая,буржуазная элита страны.Ведь это были Рябушинские,Морозовы,Прохоровы,Гучковы,Коокревы.Сироткины…и еще много славных имен.Эти люди провели бы и электрификацию(план ГОЭРЛО был в основных чертах создан еще в 1913 году),и индустриализацию,и освоение Севера(Рябушинские уже наметили планы по ухтинской нефти и воркутинскому углю накануне войны),вывели бы Россию без тех великих потерь и потрясенйи,на передовые рубежи .
К сожалению,народ пошел за демагогическими лозунгами большевиков.И в этом свою роь сыграла и РПЦ,которая,победив в союзе с мирсокй властью,нестяжательство и староотеческое вероучение,все более отрывалась от духовного учительства и примера благородного служения.А после реформы Петра и вовсе превратившаяся в государственный идеологический орган ,к 20 веку утративший какой-либо моральный авторитет.И в ней случались благородные подвижники(вроде глубоко уважаемого святителя Луки),но не они делали и делают погоду в "официальной церкви".Сближение же с мирской властью для духовного института пагубно….