Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Историк, специалист по истории Средневековой...  · 5 дек 2022

Неделя с экспертом: Артемий Шишов

Всем привет!
А мы продолжаем нашу рубрику "неделя с экспертом", и на этой неделе у нас в гостях Артемий Шишов - выпускник исторического факультета Московского университета, специалист по истории Византии, автор телеграм-канала "Тысяча лет", посвящённого всевозможным средневековым штудиям в контексте истории Византии и Ближнего Востока.
По традиции мы начинаем со знакомства и предлагаем вашему вниманию интервью с Артемием ;)
Как вы пришли к тем темам, которыми занимаетесь сейчас? Что именно привлекает вас в этих темах?
Я занимаюсь историей Византии в VII–IX вв., хотя фокус моего внимания географически расположен за пределами Византии в этот период. Это во основном Сирия, Палестина и Египет, которые к этому моменту были уже в составе Арабского халифата. Я занимаюсь изучением сохранившейся там монастырской общиной и межконфессиональными отношениями. Тема очень широкая и все последние несколько лет я всё стараюсь сузить её до предела. А пришел я к этой теме благодаря своему научному руководителю Р.М. Шукурову, который показал, что Византийская цивилизация служит отличным полем для межэтнических и межконфессиональных отношений, что мне всегда и было интересно.
Что происходит в вашем исследовательском поле сейчас — какие новые подходы, концепции, введенные в оборот материалы кажутся вам самыми интересными и важными?
С материалами в моём поле непросто. Недаром время называется темными веками. Источников мало. В основном приходится заниматься переинтерпретацией того, что уже открыто. Скорее меняется исследовательский интерес. Темы в моём поле становятся более анропологическими, в центре исследования становится обыватель. Вот последнее время много внимания уделяется религиозным переходам. Раньше казалось, что этот процесс односторонний. Поменял религиозную принадлежность и все. Твоя жизнь заиграла новыми красками. Теперь мы всё больше понимаем, что человек мог поменять религию, а потом перейти обратно. И так могло быть несколько раз. В итоге он застревал в таком промежуточном положении между двумя верами. 
Какими проектами вы занимаетесь прямо сейчас или планируете заниматься?
Не буду врать, прямо сейчас в византинистике для меня наступила пауза. Я очень давно этим занимаюсь, и как это часто бывает с работающими аспирантами, слегка перегорел в отношении своей темы. Нахожусь в поиске новой исторической специальности. Помимо средневековья меня всегда интересовала позднесоветская и самое начало постсоветской эпохи. Посмотрим, может быть, найду что-то новое, а может вернусь к теме своей диссертации. Еще у меня есть телеграм-канал «Тысяча лет». Он был задуман, как канал, куда я пишу про историю Византии, но он все больше уходит в сторону любых интересных для меня исторических фактов.
Есть ли у вас какая-то профессиональная мечта: написать книгу на определенную тему, изменить представления о чем-то в своем поле, стать известным у широкой аудитории?
Да, я всегда мечтал защитить диссертацию и написать научно-популярную книгу. И желательно стать кем-то вроде Михаила Гаспарова или Льва Клейна. Надеюсь, еще есть время осуществить мечту. 
В чем вы видите свою главную задачу на поприще популяризации истории?
Поддерживать и разжигать у людей интерес к научной истории.  Это не значит, что все должны удариться в научные исследования. Скорее мне хотелось бы, чтобы люди умели отличать книги, написанные профессионалами от всяких конспирологов. Ну и развеять один, два мифа тоже хотелось бы. Ну а так как я учитель, и моя главная аудитория - подростки, то им я всегда говорю, что хочу научить их думать и уметь читать текст, так как у нас гуманитарная наука. Полагаю, что обладание этими навыками сильно упростит им жизнь. Хотя может быть и, наоборот, усложнит.
Какие сильные/слабые стороны вы видите в преподавании истории в школе? 
Проблема школы заключается в тисках программы. Мы должны непременно впихнуть в ребенка всё от первобытности до современной истории России. Второй проблемой я бы назвал то, что история в школе должна одновременно быть и научной, и  выполнять функцию патриотического воспитания, как его понимает государство. Мало внимания уделяется умению именно исследовать историю, отличать мнение от факта. Школьная история гораздо больше сосредоточена на событийной части, нежели на том, как функционирует общество. И конечно же, школа должна подготовить к ЕГЭ, у которого набор проверяемых умений и навыков во многом не сходится с тем, что происходит на уроках. При этом, безусловно, есть замечательные учителя и не менее замечательные ученики, которые, несмотря на все недостатки, стремятся учить и учиться.  
                                                                         Артемий Шишов
История+1