Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему русский народ так легко принял православие?

Вопрос не в том, были ли восстания и т.п., а были ли культурные предпосылки, что именно православие будет принято большинством, не ислам или иудаизм, а именно греческое православие. В истории черкесов был период христианства, но пишут, что образ Иисуса Христа, Девы Марии и Святого Духа не был принят как центральные образы из-за традиционной черкасской монотеистической религии (поэтому ислам оказался ближе для понимания черкесов)
ОбществоИстория+2
Никита Фандеев
  ·   · 25,7 K
Биолог. Специализация: зоология беспозвоночных...  · 20 дек 2022
О лёгком и радостном принятии чуждой религии русским народом - это ЛЕГЕНДЫ, распространяемые заинтересантами, включая летописцев, выполнявших функцию современного Соловьёва.  
Религии авраамического толка - имеют своей сверхзадачей - сакрализацию власти меньшинства над большинством. И алчущий авторитарной власти князь Владимир, В крещении Василий - сознательно выбрал православие, чтобы быть относительно независимым от Папы. Чем отгородил Русь от Европы - на века. Но своё единовластие утвердил. При этом православие на Руси - СРАЗУ стало именно государственной религией. Орудием манипуляции населением со стороны светских властей, при посредничестве религиозных.
Понятно, что от веры отцов - простой люд не мог отказаться безболезненно. И введение православия - было принудительным, местами жестоким (огнём и мечом)! 
ЦИТАТА: 
"Хотя официально Русь считается православной с 988 года, борьба христианства с язычеством продолжалась на протяжении всей истории средневековой церкви до 17 в. , переписывались церковные поучения против язычества, до 18 в. в церковных требниках стояли вопросы к исповедующимся - не ходил ли к волхвам, не исполнял ли их указаний; уже в 40-х гг. 18 в. архиерей Дмитрий Сеченов доносил о нападении на него русских язычников . Язычники передавали от поколения к поколению заговоры и заклинания, украшали дома и одежду языческим орнаментом, исполняли языческие обряды, обращались за помощью к волхвам: лекарям и изготовителям амулетов, слушали сказителей языческих мифов - "кощун" (от которых православные борцы с язычеством образовали слово "кощунство"). На городских площадях проходили языческие игрища. В церковном поучении 12 в. описываются многолюдные языческие сборища в любую погоду и пустующие церкви . Почему же в десятом веке русские приняли непопулярную византийскую веру? Христианство в мире распространялось двумя путями: первый - мечами христианских армий (например, среди саксов, западных славян, прибалтов), второй - через племенную верхушку. Французский историк-медиевист Жак ле Гоф отмечает "Христианская проповедь почти всегда терпела неудачу, когда она пыталась обратиться к языческим народам и убедить массы. Но, как правило, она добивалась успеха, когда привлекала на свою сторону вождей". Известна и причина. Правитель, принимавший христианство, получал божественную санкцию своей власти, коей нет "не от бога". Подданных в церкви торжественно поучали: "Рабы во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие"; "Рабы, повинуйтесь господам по плоти со страхом и трепетом, как Христу. Не с видимой только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя Волю Божию от души. Служа с усердием, как Господу, а не человекам", "Слуги со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым". Летопись рассказывает о крещении Руси: "С радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". В свете вышеизложенного, принятие христианства "князем нашим и боярами" удивления не вызывает. Но насколько мирно утверждалась новая религия в низах? По той же летописи. накануне крещения в реку был сброшен Перун и "плакухася ему невернии люди". Показательно обращение князя Владимира к тем киевлянам, которые не пожелают креститься: "противник мне будет" (Радзивилловская летопись) или даже: "Не будет пощажен" (Никоновская летопись). Митрополит Илларион в "Слове о Законе и Благодати" откровенно писал: "И не было ни одного противящегося благочестивому его [Владимира] повелению, а если кто и не с любовью, но со страхом принужден креститься, потому что благоверие его [Владимира] с властью сопряжено". Один из источников, включенных в "Историю" Татищева, так дополнил официальное повествование о крещении в Киеве: "Инии же нуждою последовали, окаменелыя же сердцем, яко аспида, глухо затыкаюсче уши своя, уходили в пустыни и леса, да погибнут в зловерии их". Повесть временных лет сообщает закономерное следствие: "Сильно умножились разбои". Христианские епископы потребовали от князя принятия самых жестких мер: "Почему не казнишь разбойников"? Логично предположить, что именно христианские священнослужители особенно страдали от вновь появившихся разбойников. "Боюсь греха", - откликнулся князь с явной иронией. Следует учесть, что на языческой Руси смертной казни не было, существовали кровная месть и штраф (вира), требование епископов опиралось именно на христианское, византийское законодательство. Столь буквальное толкование "Не убий" епископов не устроило: "Ты поставлен Богом для наказания злым, а добрым на милость. Следует тебе казнить разбойников". Через некоторое время епископы разобрались в ситуации: вира оказалась одним из главнейших источников княжеских доходов, десятая часть которых шла духовенству. Вира была восстановлена, и еще в 12 веке церковники сами собирали ее в принадлежащих им селах (Грамота князя Мстислава Владимировича Юрьеву монастырю, 1130). Когда в 1008 году "изымаша хитростью некоею славного разбойника, нарицаемого Могута" (видимо, одного из предводителей) князь приговорил его к пожизненному заточению в доме митрополита. Никоновская летопись сообщает, что в заключении Могут "смирения много показал и, провидев свою смерть, с миром почил о Господе". С оcобым трудом шла христианизация Новгорода. Хорошо известен рассказ "Иоакимовской летописи" "6499 (991). В Новгороде люди, увидев, что Добрыня идет крестить их, учинили вече и заклялись все не пустить их в город и не дать опровергнуть идолов. И когда он пришел, они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами их Добрыня ни увещевал, они и слышать не хотели, и вывели два самострела больших со множеством камней, и поставили их на мосту, как на настоящих своих врагов. Высший же над славянскими жрецами Богомил, который из-за своего красноречия был наречен Соловьем, запрещал людям покоряться. Мы же стояли на торговой стороне, ходили по торжищам и улицам, и учили людей, как могли. Но гибнущим в нечестии слово крестное, которое апостол сказал, явилось безумием и обманом. И так мы пребывали два дня и крестили несколько сот людей. Тоща тысяцкий новгородский Угоняй, ездил повсюду и кричал: "Лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание". Народ же оной страны, рассвирепев, дом Добрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его избил. Тысяцкий же Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый, приготовив ладью и избрав от ростовцев 500 человек, ночью переправился выше города на ту сторону и вошел в город, и никто не остерегся, так как все видевшие их думали, что видят своих воинов. Он же, дойдя до двора Угоняя, его и других первых мужей тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же той страны, услышав про это, собрались до 5000, обступили Путяту, и была между ними злая сеча. Некоторые пошли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан стали грабить. А на рассвете подоспел Добрыня с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома поджечь, чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь; и тотчас перестали сечь, и тоща первые мужи, придя к Добрыне, стали просить мира. Добрыня же, собрав воинов, запретил грабеж, и тотчас сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая печаль. Мужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами просили за них, будто за настоящих богов. Добрыня же, насмехаясь, им говорил: "Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них чаять можете". И послал всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. <…> И пришли многие, а не хотящих креститься воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. <…> И так крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечем, а Добрыня огнем". Последняя поговорка известна и помимо Иоакимовской летописи. Подтверждения событий, описанных в Иоакимовской летописи, обнаружила новгородская археологическая экспедиция под руководством В. Л. Янина. Дендрохронологический анализ деревянных мостовых в Новгороде позволяет с точностью до года датировать тот или иной слой. Под ярусом 989-990 гг., в береговых кварталах, были найдены следы необычно большого пожара (в пределах раскопа - 9 000 кв. м.) Найдены крупные клады, спрятанные под полом - домашняя казна. Таким образом, в период крещения береговые кварталы Новгорода, действительно, погибли от огня. События, по оценке В. Л. Янина, не были бескровными, так как владельцы найденных сокровищ не вернулись к пепелищам своих домов. "Житие великого князя Владимира" повествует: "И стремясь не только Киев, но и всю державу свою светом веры святой просветить, послал Владимир людей во все русские города крестить народы, на не захотевших же креститься большую дань налагал". Согласно "Повести о водворении христианства в Муроме", крестители заманивали в новую веру снижением налогов ("оброками легкими"), а "иногда муками и ранами угрожая им [язычникам] ", глумились над языческими святынями: "идолы попраша и сокрушиша и без вести сотвориша". О том же в "Житии" ростовского епископа Исайи, описывающем, как Исайя из Ростова "обходит прочие города и места в Ростовской и Суздальской области", и где "находит идолов, всех придает огню". "Правило" митрополита Иоанна (1089) устанавливало "яро казнити на возброненье злу", "но не до смерти убивати, ни обрезати телесе" тех, кто "волхвования и чародеяния" творят, да и то предварительно "словесы и наказаньем" попытавшись "обратити от злых" . В Синодальной редакции церковного устава князя Владимира, среди проступков, подлежащих церковному наказанию, перечисляются: "или кто молится под овином или в рощеньи, или у воды" и те же "чародеяние, волхование" (Древнерусские княжеские уставы XI - XV вв. - М.: Наука, 1976. - С. 23). Троицкая редакция устава (16 в.) включила и тех, кто "молятся твари, солнцу, луне, звездам, облакам, ветрам, кладезям рекам, дубию, горам, каменьям" (Там же. - С. 78). В 1227 году четырех волхвов, после суда у архиепископа, сожгли в Новгороде, несмотря на заступничество бояр (ПСРЛ. Т. 10. - С. 94). Через год архиепископ был изгнан горожанами. Сохранилось послание псковского игумена Памфила (нач. 16 в.), автор которого дает интересное описание языческого праздника в ночь Ивана Купалы и требует от наместника города искоренения языческих обрядов. "Не исчезла еще здесь ложная вера идольская, праздники в честь кумиров, радость и веселие сатанинские: Когда приходит великий праздник, день Рождества Предтечи [языческая ночь Ивана Купалы] , то тогда, в ту святую ночь, чуть ли не весь город впадает в неистовство, и бесится от бубнов, и сопелей, и гудения струн, и услаждается непотребными всевозможными игрищами сатанинскими, плесканием и плясками:выходят волхвы-мужи и жены-чародейки на луга и болота, в степи и дубравы, ища смертной травы: Вы же, господа мои, истинные властители и грозная опора этого города христолюбивого! Уймите храбрым мужеством вашим от таких начал идольского служения богом созданный народ сей". На Стоглавом Соборе (1551) было принято очередное запрещение языческих обрядов: "О игрищах еллинского [языческого] бесования. Еще же многие от неразумия простая чадь [простонародье] православных христиан во градах и в селах творят еллинское бесование, различные игры и плясания в навечернии Рождества Христова и против праздника Иоанна Предтечи в нощи и в праздник весь день: Отныне же впредь подобает православным христианам вместо сих бесования в такие святыя и честныя праздники приходити ко святым божиим церквам и упражнятися на молитву: и божественного писания со вниманием слушати и божественную литургию со страхом предстояти: всем православным христианам на таковая еллинская бесования не ходити ни во градех, ни по селам". Согласно царскому указу 1649 года: "Ведомо де Государю учинилось, что,… иные люди тех чародеев, и волхвов, и богомерзких баб в дом себе призывают и к малым детям, и те волхвы над больными и над младенцами чинят всякое бесовское волхование и от правоверия православных крестьян отлучают; да в городах и уездах сходятся многие люди мужского и женского полу по зорям и в ночи чародействуют, с солнечного схода первого дня луны смотрят и в громное громление на реках и в озерах купаются, чают себе от того здравия… И Великий Государь… велел о тех богомерзких делах заказ учинить, чтобы православные христиане от такового бесовского действия отстали…, а которые люди от того ото всего богомерзкого дела не отстанут… тем людям чинить наказание… бить батогами" (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 4. - С. 124 - 126)" 
Е. О. Шацкий. Добровольно-принудительное крещение Руси:
Исторический очерк
Кандидат исторических наук. Специалист по истории...  · 11 нояб 2022  ·
asocial_gumoMEM
Если считать любую религию в первую очередь набором определенных догматов, базирующихся на некоторой системе ценностей, то придется признать, что князь Владимир никакую религию не принимал. В "Повести временных лет", которая... Читать далее
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
4 эксперта согласны
А как насчет аналогии с принятием сначала "строительства коммунизма", а потом бандитского капитализма? Не прослежив... Читать дальше
Историк-китаист, к.и.н., н.с. отдела Китая ИВ...  · 8 нояб 2022
Во-первых, православие принималось не легко, а трудно, долго и "огнем и мечом", причем в процессе были инкорпорированы элементы местного язычества (образы богов начали накладываться на святых и пр.) Какие-то культурные... Читать далее
2 эксперта согласны
Наверное вопрос неправильно сформулировал, мне не интересно "легко" или "сложно" принятие происходило. Для примера... Читать дальше
историк идей, теоретик литературы  · 8 нояб 2022
Точнее сказать, что не принял, а принимал все десять веков — проповедь шла медленно и в большинстве деревень и сел сохранялось язычество как естественная религия, с культом мертвых в ее центре. До сих пор все наши суеверия... Читать далее
1 эксперт не согласен
> Славянский язык — песнопения и слова в церкви воспринимались как обращенные к тебе, тогда как иудаизм или ислам... Читать дальше
Был учителем физики и астрономии, был предпринимат...  · 15 нояб 2022
Мы считаем, что веру приняли легко потому, что не было массовых казней. А это не про религию, а про наши принципы. Если бы мы всем насаждали свою религию, то были бы казни и войны. У нас терпимое отношение во всем. Был бы... Читать далее
Ну зачем врать-то? А сожжение староверов? А куча законов в царской России, наказывавших за прегрешения против... Читать дальше
Говоря "эволюция", я имею в виду не биологическую...  · 9 нояб 2022
Вообще: почему христианство  победило в странах, где языческая культура была гораздо более высокоразвитая, чем на Руси- в Греции и Риме (наука, искусство)? Во-первых, превосходство монотеизма одно, но "козырное": один Бог-... Читать далее
Спасибо за ответ!
Был программистом и юристом. Стал плотником...  · 14 нояб 2022
Меня привлек в вашем вопросе акцент на культурные предпосылки процесса внедрения новой веры.  Думается можно согласиться, что до определенной степени это имеет значение. Иудаизм доктринально сложен и его освоение невозможно без... Читать далее
Спасибо за ответ!
По образованию инженер. начальник отдела в одном...  · 11 нояб 2022
Никита Фандеев! Несколько лет назад я написал сказочное повествование для взрослых "Эра Справедливости", сюжет которого основан на том, что умный и справедливый парень, аспирант знаменитого петербургского ВУЗа "Военмех", по... Читать далее
Авиатор. Всю жизнь лечил самолёты (46 лет)....  · 15 дек 2022
С чего вы взяли, что русский народ легко принял православие?   Если некоторые князья принимали православие, то в глубинке язычники долго сопротивлялись новой религии.  Да и сами князья,   крестившись, часто не спешили... Читать далее
Комментарий был удалён за нарушение правил
Grom Molniya история,политика , экономика,расологи...  · 7 янв 2023
Почему русский народ так легко принял православие? Сам ВОПРОС --неправильно сказан. Русский народ ОРТОДОКСАЛЬНУЮ церковь НЕ принимал ! ! !   Греко-Кафолическая ортодоксальная /правоВерная/ церковь (ныне РПЦ) стала называться "пр... Читать далее