Большинство коренных протестантов, например, остзейские немцы, эстонцы, финны, имели полноправное гражданство Российской империи и их религиозная деятельность не ограничивалась, хотя правовые традиции не сразу были согласованы с правовыми традициями центральной России: Остзейское право существовало до 1864 года как автономная система, а Финляндия имела свое право как автономия до самой революции. Интереснее народный протестантизм, как в центральной России (поволжские немцы и возникшая под их влиянием "штунда", также разные рационалистические секты), так и различное сектанство на территории как центральной России, так и нынешней Украины и Беларуси (рационалистическое сектанство, возникшее в этих краях еще в XVII веке как реакция на контрреформацию). Этот народный протестантизм как раз мог подвергаться гонениям, так как по закону граждане Российской империи должны были быть православными, если они не принадлежат к другой вере по этническому и политическому происхождению. В целом протестантов чиновники и их единомышленники скорее ценили по их деловым качествам, трезвости и честности, но не воспринимали их как проблему, в отличие от старообрядцев, лучше всего реализовавших протестантскую этику в царской России, а значит, не особо думали о специфическом экономическом потенциале протестантов.