Очевидно, что количество не определяет качество. Недавний мониторинг рынка труда показал превышение предложения данной специальности над ее спросом. Несмотря на этот перекос, в стране очень мало профессиональных историков, хотя что подразумевается под термином «профессиональный историк», тоже не совсем ясно. Историк в широком смысле слова объединяет такие профили, как историк-ученый (исследователь), преподаватель (учитель) истории, археолог, архивист, музейный сотрудник и т.п. У нас отсутствует даже единая концепция преподавания истории в высших учебных заведениях (яркий пример — Высшая школа экономики и МГУ имени М.В. Ломоносова). Количество аудиторных часов по данному предмету сведено к минимуму, нет профессиональных мест для практики студентов и т.д. Русское историческое общество стало относительно самостоятельным лишь десять лет назад.
Все перечисленное говорит о том, что количество выпускников исторических факультетов растет из года в год, но потребность людей в историческом просвещении остается неудовлетворенной профессионально. Об этом свидетельствуют засилье массовой литературы (беллетристики), искажения и фальсификации в данной сфере.
Вопрос о количестве историков, необходимых в обществе (на сегодняшний день), является непростым и требует серьезной проработки. Здесь следует учесть многоаспектность работы данных специалистов, которая затрагивает культуру, образование, государственное управление и менеджмент, средства массовой информации. Подготовка профессионального историка базируется на качественном высшем (возможно, и послевузовском) образовании, где должны быть привиты соответствующие компетенции (знания, умения, навыки). Выпускники профильного направления обучения по истории должны обладать не только знаниями о прошлом, но и навыками анализа, что немаловажно для сегодняшнего дня. Быть достойными гражданами без знания истории практически невозможно.