Историк-исследователь, работаю в музее, увлекаюсь... · 6 сент 2022
Картинки с выставки
Я работаю в музее и зачем-то хожу по другим выставкам ещё и в свободное время. Издания к ним— порой то, за чем отправляются зрители в первую очередь. Ирина Александровна Антонова по поводу приезда «Олимпии» в Пушкинский музей говорила, что неважно, что привело человека в музей, главное, что человек пришёл. А там может и культурой пропитается.
Каталог сегодня зачастую не просто фотографии экспонатов на бумаге, а полноценное издание со статьями-исследованиями, хронологией жизни художника/явления и прочими полезными и познавательными штуками. Он может стать заменой экскурсии, её продолжением или нестыдным подарком.
#конкурс #подборкамоеймечты
1. Мечта Москвича. Москва, 2022 г.
Увесистое издание максимально дополняет выставку о буквально народном герое — автомобиле «Москвич». Желанное приобретение многих советских граждан представляется как герой кино в жанре «байопика», биографического фильма, в котором рассказывается о жизни главного персонажа от начала и до конца. Выбранной кинематографической линии авторы следуют до конца, помимо классических музейных экспонатов, «бумажек» и самых редких прототипов, приводятся сцены из кинокартин, где участвует легендарный автотранспорт.
Сама выставка музея транспорта Москвы, который только готовиться въехать в свой постоянный дом, расположилась на временной площадке в одном из павильонов ВДНХ, её ещё можно посетить. И купить каталог, отлично смотрится на книжной полке.
2. Михаил Ларионов. Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2018 г.
Ещё один шедевр от издательства «ABCdesign» документирует монографическую выставку-блокбастер, которыми славится Третьяковка. В этот раз множество залов на Крымском Валу было посвящено одному из самых самобытных и продуктивных художников-авангардистов. Другой схожий по насыщенности творческой биографии художник –Наталья Гончарова, его жена. Картины Ларионова можно увидеть очень часто, и идти на него стоит, чтобы насладиться уникальной передачей цвета и света, которую не спутать ни с чем. Отдельная благодарность за оригинальный переплёт, раскрыв книгу можно насладиться репродукциями, не переламывая корешок через колено с тревожным для издания хрустом.
3. Давид Бурлюк. Слово мне!: каталог выставки. М.: Музей русского импрессионизма, 2018 г.
Оригинальный по своему формату каталог к выставке одного из самых оригинальных и неформатных художников начала XX века. «Отец русского футуризма», один из председателей земного шара, Давид Бурлюк в общественном сознании оставался в тени Маяковского. Фигура Бурлюка наиболее ярко была представлена на выставке 2017-го года в молодом московском музее русского импрессионизма. Попытки передать движение в докинематографическую эру на плоскости холста, пастозность, создающая рельеф, впечатления от поездок по всему свету и впитывание множества стилей – в этом весь Бурлюк.
Каталог в лучших традициях детских иллюстрированных изданий можно читать как с начала, так и с конца, перевернув книгу (также можно смотреть и на некоторые картины автора). в дополнение к альбому идёт перечень стихотворных работ, биографический очерк и разбор поэтического стиля.
4. Сними мне Левитана! О странностях пейзажа в литературе, живописи и кино. Москва: Еврейский музей и центр толерантности: Арт-Гид, 2018 г.
Одни из лучших выставок получаются не тогда, когда по стенам методом ковровой развески располагают картины (это безотказно работает только при показе мировых шедевров, см. выставки Пушкинского про Щукина и Морозова), а когда кураторы и авторский коллектив придумывают достойную концепцию, приглашая посетителя к вместе поразмышлять над исследуемым явлением.
В 2018 г. состоялась выставка «Исаак Левитан и авторский кинематограф», где создатели зарифмовали известные картины классика и сцены из советского и русского кино, являющиеся сознательным или же нет оммажем к его живописи. Издание к проекту содержит не только каталог самой выставки, где можно сравнить представление на соседних страницах кадр/произведение, но и широкий спектр статей о кинематографе, о пейзаже в литературе и о значении такого рода живописи для русской культуры в целом.
5. Охотники за искусством. Советские коллекционеры: каталог выставки. М.: Музей русского импрессионизма, 2021 г.
Частное коллекционирование в СССР было под запретом. Рынок был подпольным, собирать живопись в открытую могла позволить только себе фигура уровня Евгения Евтушенко. Покупка же русского авангарда и иных непонятных картин у наследников или в специальных магазинах стала уделом разношёрстной компании дипломатов, профессоров и деятели культуры, которых объединял необычайный азарт. Книга раскрывает различные аспекты "буржуазного хобби" в СССР и знакомит с плеядой советских коллекционеров. А так как часто приобретение произведения — история детективного жанра, рассказ получается увлекательным.
NB.Часть предметов из собрания ныне живущих мастодонтов коллекционирования Валерия Александровича Дудакова сейчас можно увидеть на выставке «Не сравнивай: живущий несравним…» в музее В.А. Тропинина и московских художников его времени.
6. Дары Вождям каталог выставки. Москва: Пинакотека, 2006 г.
Издание к одной из самых масштабных и основательных выставок из списка. Проект, развернувшийся 16 лет назад на территории Нового Манежа, частично воспроизводил масштабное событие конца сороковых, когда на площадке нескольких музеев, включая нынешний Пушкинский и Музей Революции, разместилась выставка подарков к юбилею Сталина. Подлинное исследование, включающее подробные каталожные описания экспонатов нескольких крупных музеев от хранителей предметов – аксакалов музейного дела, интервью с экскурсоводами той самой выставки и рассказами о подарках другим вождям и, конечно же, партии.
И на выставке, и в издании исследуется сам акт дарения: спектр того, что благодарные или восторженные жители земного шара дарили вождям страны Советов ни пером описать ни в сказке сказать, это нужно видеть. Часть до сих пор можно встретить на каких-то выставках, часть в постоянной экспозиции Музея современной истории России (да, я там работаю, нет, за партнёрскую интеграцию мне никто не платил)