Промышленный подъём, начавшийся в 30-40-х гг. 19 века, ускоренный последствиями реформ Александра II в последней четверти столетия, смело можно назвать настоящим бумом, который оказал значительное влияние на жизнь жителей империи. Но, если горожане почувствовали его особенно сильно, то быт сельских жителей по-прежнему сохранил традиционность (на несколько десятилетий вперед). Интересно, что те города, которые оказались в стороне от железных дорог, в определённом смысле «законсервировались», к огорчению многих современников и к радости потомков: историков, архитекторов и прочих любителей старины. Так, например, случилось с бывшей столицей сибирской губернии Тобольском и довольно крупным Томском. То, что произошло в городах, оказавшихся в центре промышленного роста, можно посмотреть на примере Москвы.
Характеризуя средневековую Москву, исследователи подчеркивают, что жизнь, быт и облик были тесно связаны с сельским хозяйством. Узкие улицы, большие усадьбы с садами, огородами и прудами и лишь отдельные районы свидетельствовали о городском статусе. С 30-40-х гг. XIX века всё начинает меняться: в город «приходит» железо, а в конце столетия бетон (точнее - бетонит). Утверждаются новые технологии, а архитектура становится модной темой для читающей и пишущей публики.
Огромное впечатление на жителей древней столицы произвели новые постройки. Например, первый в России Пассаж (Голицынский), Верхние торговые ряды (ГУМ), «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ) с их воздушными конструкциями и панорамными окнами. К этому времени специалисты относят формирование направления промышленной архитектуры. На окраинах городов возникают целые фабричные города. А, если они строились в небольших поселениях (Шуя, Орехово-Зуево и пр.), то со временем становились градообразующими предприятиями.
Символами экономического роста империи стало множество железнодорожных станций, остановочных пунктов и мостов, выстроенных вдоль транссибирской магистрали. Одним из ярких новшеств отечественных городов становится многоэтажное строительство.
В 1874 г. в Москве было построено первое пятиэтажное здание – Троицкое подворье на Ильинке, а еще через 30 лет - «тучерез» - 8-этажный дом на Садово-Спасской улице. В Санкт- Петербурге в конце 19 века ежегодно возводилось 480 многоэтажных домов. Строительный бум способствовал созданию лифта, приходу в квартиры водопровода, канализации и телефонной связи, а также специальной техники на площадки. Любопытно, что, не будучи главным городом империи, Москва по темпам прироста населения была вторым городом мира после Нью-Йорка. С точки зрения сегодняшнего дня мало что изменилось. По переписи 1912 г. 70 % москвичей были выходцами из других городов, а каждый год в город приезжало примерно 40 000 человек.