Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Историк-исследователь, работаю в музее, увлекаюсь...  · 29 авг 2022

#конкурс #подборкамоеймечты Киноисторические книги. Vol.2

Продолжаем советовать серьёзные книжки для несерьёзных исследователей истории в кинематографе и/или истории кинематографа. Праздные разговоры с коллегами и друзьями о кино ещё никогда не были столь увлекательны.
1. Елена и Боженна Гощило. Выцветание красного. Бывший враг времен холодной войны в русском и американском кино 1990–2005 годов. Бостон/СПб.: Academia Studies Press. БиблиоРоссика, 2020 г.  
Авторский тандем отслеживает вариации восприятия образа свой/чужой в кинематографе двух заклятых друзей или как сказали бы наши заокеанские (так называемые) партнёры «frenemies». Кроме разбора любимых клюквенных шедевров, показано, как советские, а затем и российские кинематографисты изображали и воспринимали Соединённые штаты Америки. Особенно приятен русскому читателю поиск смыслов американского вояжа национального киногероя Данилы Багрова. Изучение того, как бывшие враги с интересом всматривались друг друга, проходя стадии потепления, а затем снова охлаждения, становится ещё более любопытным в контексте периодического выхода новых картин с русскими шпионами-балеринами (у них) и црушниками с карикатурным акцентом (у нас). В общем, гляжу в тебя, как в зеркало.
2. Мария Белодубровская. Не по плану. Кинематография при Сталине. Москва: Новое литературное обозрение, 2020 г.
Каким-то образом восприятие сталинской модели кинематографа свелось к разговору о тоталитарной пропаганде, где кремлёвский цензор отсматривает картины и контролирует каждый шаг кинофабрик. Вышедшая в серии «Кинотексты» монография Марии Белодубровской предлагает смотреть на вопрос более комплексно и если не развенчивает этот не сказать чтобы совсем несправедливый образ, то существенно его дополняет.
На обширных архивных источниках показано, что уж в этой сфере всё точно не было столь однозначно и кинематограф Сталина не стал мощной идеологической машиной по многим причинам, в первую очередь производственно-экономическим. А уж справиться с творческой интеллигенцией, пребывающей в состоянии перманентного хаоса так и вовсе не представлялось возможным никаким (даже самым усатым) тираниям.
3. Майкл Бенсон. Космическая Одиссея 2001. Как Стэнли Кубрик и Артур Кларк создавали культовый фильм. Москва: Эксмо, Бомбора, 2019 г.  
Возможно, тут стоит посоветовать «Кубрика» Джеймса Неймора, потому что там дан куда больший охват творчества гения, но пускай будет эта работа. Собственно, вся книга в подробностях освещает появление поворотного для sci-fi творения. Возможно, даже слишком в подробностях – автор чуть ли не приятельствовал с Артуром Кларком, поэтому перекос здесь будет именно в историю глазами несчастного фантаста, имевшего неосторожность подписаться на работу с перфекционистом, который не факт что сам не был откуда-то from outer space. Ещё один минус: периодически спотыкаешься в тех местах, где переводчик и литературный редактор очевидно выходили покурить.
4. Зинаида Пронченко. Ален Делон. Спб.: Сеанс, 2021 г.
Enfant terrible российской кинокритики. Пока Роман Олегович Волобуев страдает ерундой, снимая фильмы про ménage à trois и абсурдные сериалы, а Станислав Игоревич Зельвенский занят работой в Кинопоиске, условное «золотое перо» современной российской кинокритики переходит к потрясающей, несравненной Зинаиде Пронченко. Книжку про Делона стоит выделить из серии «Сеанс. Лица» ещё и потому, что здесь ощущается абсолютная влюблённость автора в предмет изысканий, которая <как водится> сопровождается сочетанием пренебрежения и обожания. В этот раз смутный объект желания — легендарная французская суперзвезда, вневременной секс-символ. Говорить про Делона ничего больше и не нужно, Делон есть Делон. К тому же автор обходится без винтовки с одной фемоптикой на троих, что в нынешний век приоритета концептов над нарративом прельщает. В общем, Зинаида, выходите за меня замуж!  
5. Алексей Юсев Кинополитика : скрытые смыслы современных голливудских фильмов. М.: Альпина Паблишер, 2017 г.
Независимый кинокритик Алексей Юсев «настоящий следопыт политического на экране». В этой книге он вытаскивает на поверхность социальные сюжеты в самых неожиданных местах американских блокбастеров последних десятилетий. В некоторых моментах думаешь, что смыслов таких там, возможно, никогда и не было, а автор немножечко занимается подгонкой, но отказать в увлекательности разбора на фоне повальной эстетствующей эссеистики нельзя. Плюс нельзя не признать, что отечественный зритель, который отдаёт предпочтение продукции североамериканского кино, вряд ли настолько подробно знаком с нюансами жизни США как парламент, законодательство и прочая скукотень, являющаяся этой жизни непосредственной, простите, «базой». Отдельное удовольствие вызывает предваряющий очерк о политическом устройстве голливудского кинопроизводства.
Юсева надо почитать)