На самом деле какого-то единого принципа избрания шамана не существовало. У разных племен в разные времена это могло очень сильно отличаться. Так, И.А. Лопатин пишет о том, как это происходило у гольдов (нанайцев):
Шаманом может быть всякий, у кого сильная и неробкая душа, но чаще всего шаманом становится тот, кого изберет какой-нибудь дух. Такое избрание бывает большей частью во сне. Так, например, тунгусы Туруханского края верят, что тот, кому суждено стать шаманом, увидит во сне духа Харги, который и учит его таинственным действиям. У гольдов шаманом может быть всякий, кому явится во сне какой-нибудь сеон, т. е. сверхъестественный дух, изберет его на свое служение, пообещает ему свое покровительство и помощь. Отказываться в таких случаях нельзя: обиженный сеон будет мучить. Таким образом, шаманство у гольдов рассматривается как служение какому-нибудь сеону, а так как все сеоны суть божества злые, то и служитель которого-нибудь из них, шаман, является жрецом злой, демонической силы.
В.И. Анучин о енисейских остяках (хантах) писал уже совершенно другое:
В настоящее время шаманом может быть только тот, в роду которого были шаманы. Обыкновенно существует такой порядок: из детей шамана-мужчины шаманом может стать по его смерти его дочь (ни в каком случае сын), затем его внук (сын этой дочери), затем правнучка и т. д. Впрочем, в настоящее время енисейцы так перероднились между собою, что едва ли найдется человек, в роде которого не было бы шамана. Таким образом, в наследовании, так сказать, шаманского дара строго чередуются лица разного пола. Никаким иным образом нельзя сделаться шаманом. Если будет пропущена, что бывает нередко, очередь и, например, сын шаманки не стал шаманом, то очередь остается за наследником мужеского пола, и в таком случае шаманом может быть ее внук, правнук и т. д. Призвание в шаманы происходит в большинстве случаев неожиданно; иногда человек проживет до 20 лет, не думая, что ему не миновать быть шаманом. Это призвание происходит следующим образом. Призываемому является иногда наяву, а чаще всего во сне умерший шаман (шаманка); привидение беззвучно проходит мимо, одним своим появлением открывая судьбу, или говорит: «Начинай шаманить!». Этот призрак приходит только один раз, но следом за ним являются все подвластные ему духи; их — масса, и они уже не оставляют призываемого и неудержимо влекут его шаманить: ему все время хочется петь и плясать. Если человек противится призванию или не понимает своего положения, он зачахнет и помрет.
Л.Я. Штернберг, описывая шаманов у гиляков (нивхов), говорил:
По воззрениям гиляков, шаманы — избранные существа. Сделаться шаманом нельзя. Талант шамана не дар, а бремя. Чтобы стать шаманом, необходимо либо понравиться какому-нибудь кехн, либо получить такого кехн от отца или дяди. Обращение в шамана составляет перелом в жизни избранника, перелом, сопровождающийся очень сложными психическими явлениями. Перед тем как стать шаманом, рассказывал мне один знакомый шаман, он болел более двух месяцев, в течение которых он лежал неподвижно, пластом, в полном беспамятстве. Не успевал он очнуться от одного припадка, как впадал в другой.
Описания шаманов у других авторов сводятся к тем же двум вариантам: избрание духами или избрание предшественником (причем тут возможно и передача по наследству, и просто передача дара тому человеку, которого шаман посчитает достойным). Причем даже в случае с наследованием очень редко бывает, когда шаманский дар передается старшему сыну, скорее наоборот - самому "дикому" из детей (и пол здесь не всегда важен).