Чтобы понять, кто же был идейным продолжателем Петра I, то для начала следует указать, а какая же была собственно петровская идея. Исходя из имеющихся источников - это было строительство регулярного государства, государства-машины, работающей на основе четких регламентов. Все остальное - это только средства реализации этой политики. Петр I был государственником до мозга костей, считавшим, что ради усиления мощи государства допустимы любые шаги, а все слои населения должны в равной мере нести государственную службу.
И в этом отношении полных идейных продолжателей у Петра не нашлось, хотя в качестве таковых себя позиционировали все. Однако все они обращали внимание скорее на внешние проявления петровской политики, не понимая ее сути. Отсюда и усиление подражания Европе во всем (при том что Петр очень избирательно относился к каким бы то ни было заимствованиям, пропуская их через тщательный фильтр, порой преобразовывая кардинально), стремление к внешней экспансии (даже там, где это приводило не к усилению, а к ослаблению государства). Екатерина II, прямо апеллировавшая к петровскому наследию, нарушила все, что можно было - освободила дворян от государственной службы (тогда как Петр создавал дворянство именно как служилое сословие), выкинула в мусорное ведро "Табель о рангах", заменив ее фаворитизмом, тратила огромные средства на роскошь, вместо вложения их в государственные нужды, ну и многое другое.
Ближе всего к идеям Петра I подобрался его правнук - Павел I, решивший подобно великому предку все регламентировать и вновь сделать все слои населения служилыми. Как и Петр, он стремился более равномерно распределить нагрузку на население - ослабив давление на крестьян и усилив на дворян. Но он как будто не заметил, что за прошедшие со времени смерти Петра 70 лет в стране многое изменилось, а потому невозможно просто одномоментно откатить все назад. Так, Петр I понимал, что для реализации его замысла нужны верные сподвижники, которым можно доверять, то Павел I попытался все сосредоточить исключительно на себе. Но то, что он все-таки следовал идеалу регулярного государства, позволяет назвать его наиболее близким идейным последователем Петра I.