Источников, достоверно передающих картину дохристианских славянских верований, к сожалению, нет. Историкам приходится по крупицам собирать информацию, которая сохранилась в устной народной традиции, в немногочисленных более поздних письменных источниках, частично – в вещественных источниках. Пожалуй, главным источником по славянской мифологии можно назвать Прокопия Кесарийского (6 в.) и описания византийских и арабских путешественников.
Очень много мифов существует о Велесовой книге, так называемой «языческой Библии славян», однако то, что предлагается под видом Велесовой книги, является подделкой, фальсификацией, вероятно 19 – 20 вв.
Исходя из имеющихся на сегодняшний день сведений, историки полагают, что языческие представления славян не сильно отличались от представлений других народов. Вероятно, формирование картины мира сложилось примерно в 1 тысячелетии до н.э. у славянских предков. В древнем обществе верования представляли собой реакцию совокупной личности на ее восприятие совокупной Вселенной. И все это основывалось на анимизме – наделении природных явлений человеческими качествами. Славяне поклонялись солнцу, ветру, грозе, а также земле, деревьям, камням и пр.
С течением времени анимистические представления соединяются с фетишизмом и создаются идолы, воплощающие славянские божества. Их иерархия, уточненная по различным источникам, выглядела следующим образом: высшие и низшие божества. К высшим относились Перун, Велес, Сварог, Даждьбог, Макошь (Мокошь), Семаргл, Лада и др.
К низшим божествам относили домашних божеств (домовые, овинники и пр.), лесных божеств (леший, водяной и пр.), божеств-чудовищ. Вера в Пращура (божественное существо, являющееся родоначальником человеческого рода), говорит о том, что элементы тотемизма в славянской мифологии также присутствовали. Некоторые историки и культурологи считают, что собственно Род и был верховным божеством славян, он не имел ни начала, ни конца, существовал везде и повелевал всем остальными богами.
С космогоническими мифами славян сложнее – есть много версий, как древние люди представляли себе мир. Есть версия, что по мнению праславян, вселенная представляет собой большое яйцо, в центре которого расположена Земля. А вокруг нее – 9 небес (солнце, звезды, тучи и ветра и пр.). За седьмым небом – «твердью» - есть остров, где живут прародители птиц и зверей.
В фольклоре мировое пространство выражается «морем-океаном» посреди которого стоит «остров Буян», а в центре острова или камень, или дерево.
Язычество славян нашло свое выражение в установки идолов. Наиболее известным является Збручский идол (Краковский музей), относящийся примерно к 10-13 вв. Коль скоро был найден идол из известняка, то можно предположить, что и деревянных идолов до принятия христианства было много, и располагались они на капищах.
Збручский идол
На символику, существующую и по сей день оказало влияние поклонению солнцу. Солярный символ (крест, свастика), существовал на предметах одежды (вышивка горловины, рукавов, пояса одежды крестом – защита человека). Очень много солярных символов встречается на домашней утвари – прялках и пр. Все эти символы имели собственные названия, и отличались рисунком («светоч», «громовик», «ладинец» и пр.). Кроме солярных символов сохранились и другие – «бычья голова» и «медвежья лапа» - символ Велеса, «мировое дерево», «всевидящее око», «топор Перуна» и др.
Символ Колврат
Изображения Мокоши часто встречается на славянских вышивках, как символ плодородия. И вообще, славянская одежда являлась отражением языческих представлений. Головные уборы и украшения сопоставлялись с небом, обувь – с землей, а вся одежда украшалась оберегами в виде вышивки или накладных ювелирных украшений с языческой символикой.
Правила хозяйствования в доме, поле также были тесно связаны с верой в божественных существ (и что остаётся и по сей день – и в домовых, и в леших продолжают верить). В христианскую эпоху продолжали сохраняться языческие праздники, адаптированные уже под церковный календарь (например, Масленица, проводы зимы, стала неделей перед Великим постом). А воплощением Перуна можно считать в церковном календаре Илью-громовержца.
По этому вопросу можно почитать книги:
Б.А. Рыбаков. Язычество древних славян. М., 1981.
М. А. Васильев. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром: Языческая реформа князя Владимира. М., 1999.
М. Г. Питалев. Славяне. Происхождение язычества. М., 2020.